«Полосатое у меня то, что вы не видите»

Два ящика вдохновению

Кто сказал, что дизайнер – это «недамастак»? Ни Palasatka, ни люди, вокруг нее, так не думают. А Palasatka, как художник, ищет вдохновения. И находит его в самых неожиданных местах:

«Интернет – одно из главных источников вдохновения. Там ты не знаешь, на что попадешь, если сёрфаеш по ним. Путешествия вдохновляют. Теперь у меня два ящика, набитые флаерамі из разных стран мира.»

А если имеешь целых два ящика вдохновению, как не создать что-нибудь интересное? Постепенно из-под ее мышки появляются в Сети сайты, фото и рисунки.

Одна из первых работ Palasatki в Сети – проект horad MIENSK, на страницах которого силами молодых фотохудожников возникли «отпечатки жизни двух миллионов людей, которые здесь живут или когда-то жили».

«Horad MIENSK стартовал чуть более 3 года назад, мы начинали его вместе с Сергеем Пілецкім, с Лешей Патапёнкам, чуть позже присоединились люди, известные под никами Sarmat, Dvarf, Hivka, DrummmeR, Nafania. Проект бессрочный и тем интересный. Посвящен он городу, в котором я родилась, живу и в котором чувствую себя собой», – объясняет идею проекта Palasatka.

Волна популярности японских комиксов дошла и до Беларуси. Некоторые даже учили японский язык ради комфортного их чтения. Но команда сайту Belmanga пошла «другим путем» и занялась превращением японских иероглифов в белорусскую кириллицу. Так возник интернет-проект «BELMANGA: манга по-белорусски»:

«Идея появилась год назад. Dvarf является одним из организаторов – он предложил нарисовать им дизайн. Поскольку мне на тот момент нравилось рисовать картинки в этом японском стиле — то «шапка» сайта сейчас также рисованная мною.»

We don’t need know education

Как стать хорошим дизайнером? Palasatka, кажется, имеет ответ на этот вопрос еще с детства: рисовать и еще раз рисовать.

«Я любила рисовать еще с детского сада. Но на обоях не рисовала никогда :). У меня были альбомы и отдельные чистые листы бумаги. Мать иногда приносила с работы такие листы бумаги от старых принтеров. И у меня был несканчальны лист, на котором я могла рисовать.»

Но свою единственную двойку Palasatka все-таки получила по маляваньню, когда отказалась рисовать на заданную тему, о чем родители до сих пор не подозревают.

После школы был знаменитый Белорусский лицей, который ликвидировали в 2003-м году. Она училась в одном из самых ярких его выпусков. В то время, как ее сверстники переходили в десятую класс, она с аднаклясьнікамі столкнулась с проблемой банальной отсутствием помещения для занятий.

«Лицей – это был мой выбор, и родители его поддержали. Первые два года были вообще сказкой. Когда его закрыли стало труднее. Лицей – это друзья на всю жизнь, это страны, которые увидела, это люди, лекции которых я слушала и понимала в четырнадцать лет то, что многие не понимают в двадцать пять, а, возможно, никогда в жизни.»

Экзамены после лицея все выпускники были вынуждены сдавать в разных средних минских школах. После некоторые из выпускников уехали учиться в зарубежные университеты. А Palasatka поступила в Кувырок. Но, к сожалению, белорусское образование не справляется с требованиями времени и студентов.

«Все, что я знаю на данный момент по иллюстрации, по дизайну, это все дополнительное образование. Ведь пока что в университете нам мало что дают из того, что меня интересует. Главные источники для дополнительного образования – это книги, люди, Интернет, Интернет, Интернет

Как раз эти три источника и соединились в проекте, который Palasatka вместе с аднакурсьніцай сделала в Кульке:

«Проект arlou.org – это вещь, сделанная из совершенно меркантильных целей – выиграть конкурс в ўнівэры и получить главный приз – автомат по экзамену. Но господин Владимир вдохновился, что нам очень приятно, и небольшой сайт – это представительство писателя в интернете.»

Куда уходят дети?

«Когда-то я хотела стать и хореографом, и журналистам… Могло перетащить меня абсолютно в любую сторону. Но появился компьютер, я «познакомилась» с фаташопам – и втянулась в дизайн. Сначала – как все – фаташопаўскія фильтры и т. д… Но потом, когда попробовала сделать первую версию сайта «города» – мне покатил веб-дизайн, и я там осталась.»

А свои таланты в фотоискусстве молодому фотографу и дызайнэру Palasat’цы удалось проявить в рекламе пива «Бобров». Известным роликом с саундтреком Mattafix занимались Юля Ляшкевич и студия «Тутанхамон». Фотографии же в рекламе авторства Palasatki:

«Реклама совсем летняя, но снимали на холоде. Это был декабрь. Так что еще пришлось вложить достаточно труда, чтобы город на фотках выглядел по-летнему.»

В жизни талантливой девушки из Минска есть три вещи, благодаря которым она стала такой. Первая – это лицей. Вторая – журнал «Студенческая мысль», третья – Интернет.

«Иногда Интернет лучше, чем все остальное. Не боюсь, ведь все люди понимают, что Интернет это Интернет, а жизнь есть жизнь. И нужно совмещать все в равных пропорциях. Возможно, старшее поколение завидует нам, ведь у них не было такой великолепной явления, как Интернет.»

А как тут не завидовать? В Сети же можно не только жить, а еще и зарабатывать деньги, что для молодого амбициозного организма очень важно. Так, свою руку Palasatka приложила к дизайну сайта книжного магазина lit.by, а также работает над сайтом для Ресурсного центра обучающих кружков и на этом останавливаться не собирается.

LJ user Palasatka

А как говорит один мой друг, palasatka – культовый белорусский жж-юзер. Культовый – в смысле один из первых. Дневник она завела в 2003, через четыре года после самого первого поста основателя ЖЖ , однако задолго до того момента, когда был зарегистрирован 20-цітысячны пользователь из Беларуси.

«Дневник появился у меня около четырех лет назад. Тогда livejournal.com был под страшными кодами-паролями. Чтобы завести ЖЖ, нужно было ждать пару недель, было нужное специальное приглашение от друзей.

Я никогда не могла регулярно вести обычные дневники. А благодаря livejournal появились новые друзья. Я могла почувствовать присутствие других людей в моей жизни. Мне нравилось камэнціць, вешать фотки. В бумажном дневнике никогда не получишь коммент. Сейчас я пишу довольно мало, так как пришла к тому, что нужно писать действительно стоящие вещи, которые для меня важные, существенные, и не только для меня, но и для других людей. Сейчас я в основном читаю френд-ленту, а пишу, когда есть большое вдохновение. Перешла на flickr, ведь сфера картинок мне там больше нравится. Буду делать фотоблог.»

Где белорусский дизайн?

На Западе профессия дизайнера устоялось и стало традиционным уже достаточно давно. Поэтому и пробиться в ряды лучших сложно. Молодые люди начинают придумывать новые пути к известности. Последний пример такого нестандартного подхода к раскрутке – миланский дизайнер Ора Ито, который бросил университет и начал придумывать разные вещи якобы от известных торговых марок своего поколения – Nike, Luis Vuitton, Apple. Он создавал несуществующие насадки, сумки, обувь и технику очень известных брендов и демонстрировал все это на своей интернет-странице. Потом даже разместил рекламу вымышленных изделий в настоящих журналах. Конечно, это было дерзостью. Но в итоге про молодого дизайнера узнали.

В Беларуси же все только начинается, считает Palasatka.

«Иногда говорят, что белорусского дизайна нет. Наш дизайн находится в зародышевой стадии. Поэтому у каждого, кто хочет развиваться, и у молодых дизайнеров есть все шансы пробиться в Беларуси, заработать бабло и стать известными.

Конечно же, конкуренция есть, но она мелкая. Посмотрите хотя бы на наши улицы. Мало что оформлено более-менее профессионально. Где люди, которые знают о Золотое сячэньне, о пропорции, или что-то слышали о направление действия?

Что до Ора Ито, то я иногда наоборот стараюсь быть более скромной. Так как считаю, что работы мои скажут сами за себя.»

«Кася, ну чем ты занимаешься?»

Фотографирует, обрабатывает, рисует, дызайніць. Palasatka и теперь подрабатывает журналистом – пишет тексты для сайта, иногда – рекламные. Последние были о коллекции мебели для кафе. «Если сложно выбирать, что у тебя лучше получается и что тебе больше нравится – можно не выбирать вообще. А заниматься разными вещами и улучшать свои ўменьні в различных сферах, которые тебе интересны,» – не ставит точку Palasatka, которая в данный момент работает еще и PR-менеджером.

«Неарэалізаваных задумок дофига. Каждая новая событие несет в себе новые идеи, и если у тебя получилось их выловить – твой мозаг разносит от этих идей. Нужно, чтобы прошло время, чтобы идеи «утрэсьліся». Если они долгое время не дают тебе покоя – можно реализовывать.»

Совсем недавно Palasatka съездила в Барселону, откуда привезла много идей для новых проектов. Некоторые уже на стадии прадумваньня концепции, поэтому быстро что-то можно будет увидеть и на что-то кликнуть мышкой.

Интересно, а как объясняли родителям и родственникам свое занятие люди, которые работали в сфере интернета, когда он только зарождался? Или к примеру, если в Беларусь только приходило мобильная связь, а молодой парень или девушка работали в сфере разработки софта для мобильных телефонов?

«Родителям иногда совсем не понятно, как это я целыми днями сижу за компьютером, слушаю музыку, что-то там клікаю мышкой до поздней ночи, прасыпаю ўнівэр и мне это все нравится и я получаю за это еще деньги.

Когда показываю фотографии из путешествий, мама обычно спрашивает «Кася, а где же ты?» А я ей: «Маааам, ну посмотри вот на эту фотку… Посмотри на цвета..» и слышу ответ – «Ну, дом как дом. Пальмы как пальмы». Но постепенно привыкают :),» – рассказывает Palasatka.

Большинство людей, которые работают в творческих сферах, тем более в дизайне, который быстро развивается, неоднозначно воспринимают свои первые работы. Ведь тут скорее подойдет выражение «лучшее – последнее», где многое определяет опыт. Про свои первые работы Palasatka также говорит, что боится вспоминать:

«Стараюсь делать так, чтобы потом не было стыдно. Если будет хорошая идея и мерзкий исполнение – это нормально. Главное – чтобы не получилось так, что исполнение есть, а идеи нет. Стиль исполнения может устареть очень быстро. А идеи живут долго.»

«Полосатое у меня то, что вы не видите»

Однажды Каси потребовалось электронный ящик. Так как в тот момент она была в цяльняжцы, для ящика был выбран ник Palasatka. Так Кася начала «превращаться» в Паласатку.

Разьвіццьё интернета дало новый толчок человеческим коммуникациям. Если ведешь блог или просто жж-дневник, не редкость, когда к тебе могут подойти просто на улице и «разьвіртуаліцца» твои френды.

«Был такой момент, когда на улице ко мне начали подходить и спрашивать: «Ты Palasatka?» И я начала чувствовать себя Palasatka’ай. А мое настоящее имя знают мои близкие друзья, либо люди, с которыми я работаю. Ник – это наверное основное сейчас имя, под которым знают меня.

Очень не люблю, когда говорят: «Palasatka, почему ты не в полосатом?» На такое я обычно отвечаю: «Полосатое у меня то, что вы не видите».

Обсуждение закрыто.