«Очень удивлялись, что там есть компьютере»

Как выглядели мартовские события прошлого года, которые происходили в Беларуси, из-за рубежа. Как их видела чешская молодежь. Читайте в интервью Свободы Дудко с тремя чешскими студентами, которые в эти дни устраивают специальную выставку посвященную Беларуси.

Сегодня годовщина с начала мартовских событий, которые оставили след в душах молодых белорусов, всех тех, кто был на площади, сидел на Окрестина, или просто переживал дома за компьютером.

Мартовские события оставили след не только в истории Беларуси и стали не только самыми эмоциональными событиями последнего времени, но также заставили обратить внимание и международной общественности на то, что там происходило. Иностранные СМИ , что вещают по-английски, чешское телевидение, радио – отовсюду можно было следить за мартовскими событиями. Но одновременно было ощущение, что здесь за рубежом ты имеешь больше информации, чем белорусы в Беларуси.

Год прошел, страсти спали и вроде бы все вернулось на свои места. В Чехии уже давно обсуждаются свои ежедневные проблемы: то был сначала парламентский кризис, потом антиамериканские настроения и протесты против строительства радарной базы.

Но есть и люди, которые не забыли и в годовщину тех событий организовали выставку в старом корпусе Карлова Университета — Каролинуме. Трое чешских студентов, которые решили еще раз обратить внимание чешской сообщества на мартовские события. Анечка, Якуб и Росьця стали инициаторами и главными авторами этой идеи. Конечно не обошлось без помощи и других чешских и белорусских студентов.

  • Анечка (25 лет.) обучается на специальности чешская и французский языки.
  • Якуб (24 года) учится на специальности политология и история.
  • Росьця (25 лет) обучается на специальности переводчик с русского и английского языков.

На выставке представлены фотографии фотографов «Нашей Нивы» Андрея Ленкевича и Юлии Дорошкевич, а также Якуба Досьпіва с чешской информационного агентства. Фотографии сопровождаются выдержками из «Мартовских дневников» Дарьи Костенко. Выставка пройдет с 19-го марта до 30-го апреля и будет сопровождаться просмотром документальных фильмов о Беларуси, а также дискуссиями с фотографами и просто белорусскими гостями.

После работы над подготовкой к выставки мы зашли с Якубом, Анечкай и Росьцяй в одну из пражских кафе.

А как вы вообще познакомились между собой?

Росця: Мы с Якубом познакомились на Студенческой Раде. Это такая неформальная организация, которая существует на факультете, еще с конца девяностых. Она возникла как координационный орган, который организовывал демонстрации, раздавал информационные листовки во время бархатной революции. Сейчас же он в основном занимается тем, что организует концерты, различные выставки, презентации. Хотя где-то в конце 2003-го года мы организовали “Неделю непакоры”, когда по всей республике прошли протесты, целью которых было обратить внимание властей на проблемы университетов: старое оборудование, старые строения, что простаивают без ремонта, низкие зарплаты преподавателей..

Якуб: Ну они начались в Аламоўцы, а потом пришли в Прагу.

Как вы пришли к тому, чтобы сделать выставку о Беларуси?

Якуб: Мы следили за теми событиями, что происходили в Беларуси в марте. Лично меня это очень зацепило. Как-то очень напоминало, то что происходило в Чехии в 1989 году, единственное, что было более жестоко. Ведь это тоже был тот больше студенческий протест, как и у нас. После я делал все, чтобы в университете были созданы стипендии для белорусов, которые будут отчислены из своих ВУЗОВ. Это удалось. Потом мы начали с Анечкай думать, что бы еще можно было бы сделать, чтобы обратить внимание чешской общественности на проблемы в Беларуси. Об этом рассуждали где-то так в апреле еще, прошел еще некоторое время эта мысль развилась и, в конце концов, зрэалізавалася.

Анечка: Думаю Росьці есть что рассказать на этот счет.

Росьця: Дело в том, что в то время я был не здесь. Переживал и следил за тем, что происходит в Беларуси не отсюда, а … из Москвы, где я как раз был по студенческому обмену. И видеть белорусские события сквозь российские сми — это добавило еще больших впечатлений. Я просто увидел как на сам вещь выглядит мэдыяльная пропаганда, как просто можно извратить реальность, и как можно врать в сми. И меня это очень взбудоражило, потому что от своих знакомых, которые были в то время в Минске я знал, как там все на самом деле происходило. А получалось, что в российских СМИ все описывали в дэаметральна противоположных тонах. И когда я вернулся из Москвы узнал, что Якуб с Анечкой уже думают о том, как показать, что происходило в Беларуси на сам вещь.

Так что то сравнение было довольно жесткое и поражало.

Так что получается, что интерес к Беларуси возникла как раз через прошлые выборы?

Анечка: Ну мне еще раньше было интересно Беларусь в политическом смысле. Интересно, какая же там есть ситуация на сам вещь. Ведь это страна, которая находится не так далеко от нас, которая также часто Европы. Как мне кажется имеет культуру и историю в чем-то похожую на нашу. И одновременно там царит какой-то режим, который называют «последней диктатурой в Европе”. Так что вначале это была скорее политическая любопытство. Ну а потом, когда я начала дружить еще и с белорусами, то меня она начала интересовать уже в более широком контексте, то есть которая в Беларуси литература, история, ну и, в конце концов, начала я учить и белорусский язык.

Росьця: Ну а я действительно наверное во время тех выборов. Я конечно знал, что есть такая страна, что там есть Лукашенко, а что его власть скорее авторитарная, чем демократическая, но много про Беларусь я не знал. Потом начал больше ей интересоваться уже в контексте стран бывшего Советского союза. Потому что, когда были события в Украине, так я также следил за тем, что там происходило. Ну и специальность у меня как-то связано с тем востоком. Потом уже эта пытливость углубилась в тот самый момент, когда там происходило что-то, что привлекло внимание. Потом я еще два раза посещал Беларусь и встречался с людьми, которые действительно пытаются там что-то делать. Поэтому если сейчас мы делаем эту выставку, то не ради просто каких-то абстрактных идей свободы и демократии, но ради тех людей, которые пытаются там что-то изменить. Ведь им нужна наша поддержка, так же как в свое время помогали с Запада нам.

Как воспринимается Беларусь чешским обществом? Или существуют какие-то мифы, которые бы вы и хотели разрушить этой выставкой?

Анечка: Как мне кажется у нас о Беларуси знают очень мало. Много людей не знают откуда Беларусь в этой Европе вообще появилась, потому что воспринимают как часть бывшего Советского Союза, и поэтому даже не знают насколько и чем Беларусь отличается от той самой России, как там, например, с той самой языком.

С другой стороны во время прошлых выборов медыялізацыя была довольно большая, поэтому все хотя пассивно, но обращали внимание на то, что такая страна вообще есть, хотя бы просто потому, что сми все время на нее обращают внимание. Но потом этот интерес как-то ушла. Поэтому этой выставкой мы и хотели бы еще раз обратить внимание на то, что происходило в Беларуси и возможно рассказать еще немного больше, хотя конечно сама форма выставки дает не так много пространства для того, чтобы объяснить какие-то формальности.

Росьця и Анечка, вы уже даже успели побывать в Беларуси. Было бы интересно, какие были ваши первые впечатления о стране и о людях?

Анечка: Ну это будет несколько таких моментов. Ну во первых как замежніца чувствовала себя…не могу сказать, что как-то специфически, но однозначно видно, что иностранцев там не много. Поэтому просто если кто-то узнавал, что я замежніца, то это делало много шума. Чувствуется, что страна закрыта в какой-то степени. Не смотря на то, что для белорусов выехать за границу — это не большая проблема, для туристов страна еще себя не открыла.

Росця: Что касается адчыненасьці — зачыненасьці или вообще того, что человек там чувствует себя очень как иностранец, то есть больше как чужак в Беларуси я себя чувствовал очень похоже как и в России. Там с иностранцами совсем не считаются. Просто существуют какие-то неписанные правила, которые все знают, только не гость. Хороший пример может быть с метро. Ты приезжаешь и нигде не написано, где приобретать билеты, жетоны, ведь просто все знают, где найти кассы. А что делать если ты иностранец?

А еще когда я был в Беларуси для меня было очень важно встретить кого-то, кто бы имел подобные убеждения что имею и я. Для кого принципы демократии настолько же важны как и для меня, и что они имеют смелость эти свои убеждения свободно высказывать, не смотря на то, что среда никак особенно не воспитывает человека до этого. Среда то выглядит больше так, что сиди тихо, не высовывайся, потому что как только начнешь что-то делать, выходить из рядов, то в тот же момент получишь высьпятак. И это среда совсем не способствует свабодамысьленьню, гражданской позиции. Мне было очень приятно встретить кого-нибудь из таких людей. Потому что это доказательство еще большей внутренней силы этих людей. Ведь я считаю, что у нас иметь какую-то гражданскую позицию не настолько сложно, чем в стране, где царит авторитарный режим.

Сейчас в Чехии обучается большое количество белорусских студентов, что вы думаете о них?

Анечка: Я как-то тоже уже размышляла на этот счет. Они все довольно разные. И главное отличие наверное проявляется в их отношении к тому, что они уехали сюда. Есть студенты, которые просто радуются тому, что они на Западе, что они учатся за рубежом и особенно уже своей Беларусью не интересуются. Но есть и те, по которым видно, что им трудно примириться с тем, что они здесь и сердцем больше в той Беларуси. Им трудно найти что-то, что их наполняло. В этом наверное и есть отличие. С другой стороны конечно это не так и легко найти чешских друзей, которые возможно имеют совсем другие заинтересованности, чем они.

Якуб: Я считаю, что им очень не хватает единства.Ведь даже в организации нашей выставки принимало участие только несколько белорусов.

Росця, Якуб и Анечка тоже участвовали и в модерации дискуссий на фестивале Единый Мир (Jeden Svět), который организует фонд Человек в беде. Напомню, что на нем фильм “Урок белорусского языка” получил приз от студенческого жюри. Они были ведущими на дискуссиях, которые проводились пасьляя фильму среди студентов и школьников.

Как чешская молодежь восприняла фильм и какие вопросы задавали чаще всего?

Анечка: Фильм их очень заинтересовал. Они пытались сравнить жизнь в Чехии и в Беларуси. Некоторые, например, очень удивлялись, что там есть компьютеры. Это мне напоминает как в начале 90-х мы начали ездить на запад и там тоже удивлялись, что у нас есть телевидение. Поэтому можно сделать вывод, что довольно молодые люди еще имеют ощущение, что чем больше на восток, то тем более там неразьвіта.

Но также там были и студенты, которые задавали довольно умные вопросы. Например были довольно опытные школьники, которые знали и о энергетический конфликт с Россией.

Росьця: Спрашивали как относятся к власти молодые люди, много ли там той оппозиции и какой кредит она имеет в белорусском обществе. Спрашивали про пропорции: сколько процентов поддерживает власть, сколько оппозицию и т. д. Так что считаю, что фильм имел хорошее воздействие.

Якуб: Ну мне попались какие-то немного диковатый студенты (смеется). Более скандировали во время фильма и интересовались про то гип-гоп, что играл в фильме. Хотя в конце все-таки поутихли и потом уже задавали вопросы о том, как можно помочь тем людям в Беларуси ну и другие вопросы, похожие на те, что были в Росьці и Анечкі.

Ну и последний вопрос про современную чешскую молодежь. Какая она? В чем проявляется ее гражданская позиция?

Анечка: Сегодня это уже менее политическая ангажированность. Их уже интересуют вопросы экологии и здорового образа жизни. Нельзя сказать, что это уже целое движение, но этот вопрос становится все более актуальным.

Якуб: Я считаю, что наше поколение уже более проевропейское. Оно уже больше ориентируется на европейские ценности.

Обсуждение закрыто.