Какие перспективы формата «музыка за деньги» во время интернета?

Концепция «музыка за деньги» стремительно теряет свою актуальность. С развитием цифровых технологий доходы от продажи альбомов постепенно падают. Западные звезды дают больше концертов или запускают линии одежды. А как относятся к этой проблеме белорусские музыканты ?

Куда катится мир? Музыкальный

Для примера можно выделить несколько формальных признаков начала конца концепции «музыка за деньги»:

  • В США и Канаде заработал ресурс абсолютно бесплатной и легальной музыки Spiral Frog. Там помещена значительная часть фонотеки Universal Music, а не только свободные лейблы. Бизнес-концепция этого проекта строится на рекламе. К сожалению, из Беларуси сайт доступен пока только через американские прокси.
  • Ричард Брэнсон (Virgin Megastores) продал все свои музыкальные магазины в Великобритании. А он знает, когда нужно деньги вкладывать, а если что – забирать. Свою первую магазин сегодняшний міліярдэр открыл 30 лет назад, когда ему было всего 16. Сейчас он говорит:
  • «Безусловно, что с ростом он-лайн продажи и низкими ценами на плоты в супермаркетах, торговать музыкой стало сложнее, чем когда я начинал.»

  • Winamp выпускает в октябре новую версию своего медиа-плеера. Среди функций есть возможность «одним нажатием» поделиться любой музыкой со своего компьютерра с другими людьми, а также поддержка музыкальных блогов и простого загрузку музыки из сети. Раньше, чтобы обменяться с кем-то через интернет своими музыкальными библиотеками, нужно было набирать свою базу музыки, пересылать ее адресату, а потом уже на его запрос присылать определенные треки через e-mail. Теперь будет достаточно просто позволить ему самому просмотрит то, что видит ваш Winamp

Такие явления пугают музыкальную индустрию. Именно поэтому музыкальная ярмарка Popkomm, который открылся в Берлине, направленный на популяризацию немецкой музыки за рубежом и носит коммерческий характер. Такая активная политика обусловлена істотнасьцю музыкальной индустрии для экономики страны – с одной стороны, и все более жесткой конкуренцией и падением продаж музыкальных носителей – с другой.

Молодежь в абсолютном большинстве качает хиты и музыкальные новинки из сети, а не приобретает плоты. Понятно, обороте компаний звукозаписи стремительно падают. Музыки также зарабатывают на продаже своих альбомов все меньше. Они вынуждены искать выход в постоянных турне и повышению цен билетов. За последние годы они и так увеличились в два-три раза.

Но, как свидетельствуют исследования в Германии, три четверти потребителей все же приобретают еще альбомы – кто по привычке, а кто из-за качества звука.

Made in Belarus

А как дела у нас? Очень часто, когда говоришь, что «любишь и слушаешь белорусскую музыку» можно услышать что-нибудь вроде: «Не, Дорофеева мне не нравится». А играть за деньги мо можно только в подземных переходах.

Невозможность заработать на продаже альбомов связано у нас не столько с агульнасусьветнымі тенденциями, кальки со спецификой развития музыки в нашей стране.

Во-первых, талант, «чапляльнасьць» музыки и харизма музыкантов никак с записью альбома не связаны. Поэтому не то что продать – записать проблема. И наличие альбому уже сама по себе воспринимается как большое достижение.

Во-вторых, на раскрутку альбома нужно радыёратацыя и концерты в поддержку. Здесь без комментариев.

Ну и в-третьих, необходим качественный продукт по приемлемой цене. Поскольку тиражи плытаў белорусских исполнителей небольшие, то и стоят они, соответственно, просто пропорционально – некоторые около 20 тысяч.

Да и отчасти, белорусскую альтернативную музыку слушает белорусская альтернативная молодежь, а зарплаты ее, даже если они и есть, также не соответствуют тенденциям развитых стран.

Музыка в Сети: to be or not to be?

Музыканты всех стран объединены одной бедой – интернетом. Только выйдет альбом, даже на полках магазинов еще не появится, а по интернету песенки уже играют, народ в форумах обсуждает. Как выживает буржуйский музыка? Издал альбом, желательно платиновый, съездил в мировое турне имя альбому – вот и на очередную виллу заработал. Очевидно, что в такой ситуации, появление музыки в сети сильно бьет по карману. Сейчас уже подростки не клянчат деньги у родителей и не экономят на школьных сьняданках, а просто качают for free.

В Беларуси ситуация выглядит иначе. То, что композиции белорусских музыкантов можно скачать или передать по сети, особенно финансовую равновесие не нарушает. Ведь с интернетом или без, но в любом случае в условиях отсутствия рынка и при неустанном контроле соответствующих органов, жить только одной музыкой музыки не могут. За очень редким исключением. Поэтому на первый план выходит другой аспект – качество и имидж.

Например, последний альбом N. R. M. «06» появился в интернете гораздо раньше официального релиза. Тогда Лявон Вольский в беседе с Generation.by выразил свое негативное отношения к этому явлению:

«Интернет не должен быть перед выходом диске – это не цивилизованно.»

И вот «06» появился на полках музыкальных магазинов. При том, находится в лидерах продаж. Саша Раковец, как сотрудник одной из самых популярных музыкальных магазинов города, поделился с нами своими наблюдениями:

«Приобретают белорусских альбомов очень много. Сейчас видно, как уровень поднимается просто на глазах. Самые популярные — N. R. M., Войтюшкевич, Zet, Крамбамбуля

А IQ48?

«Конечно! О чом речь? Но деньги, если и идут, то от концертов, от альбомов есть что-то, но столько, что даже не интересно. На данный момент музыка не может быть единственным источником прибыли. Вот и работаем, кто где.»

Ранее вокалист IQ48 очень принципиально относился к появление песен группы в сети: был категорически против. Теперь понял незваротнасьць технического прогресса и к загрузку относится спокойно.

Пожалуй самым удачным во всех отношениях примером в альбомной деле можно считать Дмитрия Войтюшкевича. С завидной скоростью его проекты воплощаются в плотах и стройными рядами становятся на полки поклонников.

А в среду Дмитрий начал запись очередного, уже сбились с счету, которого, альбому. На этот раз – «Лирика» на слова Геннадия Буравкина.

Секрет такого невероятного в наших условиях успеха Дмитрий видит «в своей скромной особе». Кстати, это «скромная личность» одна из немногих, кто зарабатывает на жизнь исключительно творчеством (тем более, что в Войтюшкевича музыкальное образование, при том не одна, потому что ему еще остается делать?).

«Несколько песен там можно скачать. Но не все и не потому, что мне жаль. Мы же хлеб покупаем в магазине, правильно? И за такси платим. Я бы тоже с удовольствием проехался и бесплатно на машине.»

А вот в Drum Ecstasy совсем другая позиция: внезапно группа решила не выдавать плытаў, а помещать все свои композиции сразу в сети. Такое решение объяснил Generation.by Филипп Чмырь:

«С одной стороны, нашу музыку воруют. А мы делаем ее за свои деньги: студия, тираж, дизайн… После этого пираты абсолютно спокойно, и даже сами студии, тиражируют нашу музыку подпольно. Отследить мы это не можем. С другой стороны, мы решили не распространять wave, который можно использовать на профессиональной сцене вместо нас: приглашать танцоров и просто ставит наш CD. Поэтому мы просто через сайт будем распространять скампрэсаваныя mp3, а непосредственно у нас можно будет приобрести профессиональные записи. Таким образом, мы не полностью уходим в интернет: на концертах будет возможно приобрести такой эксклюзивный альбом, а вот в магазинах – нет.»

Drum Ecstasy – группа популярный не только в Беларуси, но и за ее пределами. Возможно ли сегодня белорусскому музыканту выжить только за счет музыки?

«Некоторые группы могут. Я уверен, что Ляпис Трубецкой может жить только за одну музыку. Для этого нужно отличаться. А если белорусы делают одинаковую музыку, то она не будет запатрабавальнай, ведь у нас нет такого рынка, чтобы потреблять музыку в таком объеме, в котором она производится.»

К тому же, в условиях пристального контроля со стороны минкульта и его друзей, интернет иногда является единственным возможным путем коммуникаций со слушателями и способом неограниченного самавыражэньня.

Артемий Троицкий, известный российский музыкальный журналист и критик, так и посоветовал делать белорусским музыкантам:

«До переезда музыки в сети я отношусь вполне позитивно. Те же белорусские группы должны стремиться распространять свои песнопения, максимально используя интернет. Заработать за это деньги довольно трудно, но со временем какие-то правила игры будут выработаны. Вся мировая статистика свидетельствует о падении продажи носителей, а количество живых концертов при том возрастает.»

Молодые белорусские группы скорее сами вкладывают деньги в свою же музыку, а не зарабатывают на ней. Поэтому они только за выкладваньне композиций в интернете – все это идет на раскрутку группы. Дело не в деньгах, а скорее в собственном имидже. А вот к «пиратских» записей отношение другое, ведь обнародование еще не совсем готовых песен может навредить имиджу как малоизвестных, так и известных групп.

Широко известный в узких кругах группа Rahis альбомов не издавал, но нередко устраивать «живые» вечеринки. А потом некоторые хоум-видео появляются на Youtube или на фан-клубе. Поклонники уже несколько лет слушают их композиции в mp3-плеерах и подбирают аккорды – записи раннего творчества Rahis играют по сети. О том, как к такой «помощи» сети относится сама группа, — рассказал один из «рахиса» Дмитрий Язьвінскі:

«Не очень приветствую. Ведь записаны эти песни были давно и не очень хорошо, а это портит общее впечатление от группы.»

Дмитрий сам любитель скачивания музыки из сети, но и диски приобретает:

«Плоты все равно не исчезнут – это что-то такое традиционное. Надо и альбомы выдавать, и музыку в интернете преподавать.»

Как и делает сэр Элтон Джон. Он пообещал изложить все свои альбомы, а его концерты можно посмотреть в прямом эфире по интернету. При этом он – тэхнафоб, не имеет ни мобильного, ни i-pod. Все что он может – это писать «живую» музыку на «живом» інструмэнце. А в интернете видеть угрозу качестве музыки и, в целом, человеческим коммуникациям:

«Выходите на улицы! Камунікуйце! Ходите на демонстрации! Вместо того, чтобы сидеть дома и постится в блогах.»

Вот и предложил Элтон Джон «закрыть весь интернет на 5 год и посмотреть, что и как будет сделано за этот срок».

Обсуждение закрыто.