Ищешь сковородку викинга? «Палятыда» в помощь!

Ведь участники валянтэрскага археологического лагеря «Коммуникация палятыды» уже нашли. И, как выяснилось во время разговора с его организатором и главным двигателем-археологов Маратом Климовым, не только сковороду.

Скромный комнату Института истории Академии наук. Здесь и работает Марат Климов. На загрувашчаных столах глиняные осколки, прыцьмелыя серые камешки, карты археологических раскопаў да… компьютер – живое сочетание старины и современности. А над всем этим – задумчивое лицо Марата.

— Марат, вы возглавляете ПАЛ. Что же такое этот самый Полоцкий археологический легион?

— ПАЛ – это неформальное объединение свободных волонтеров, которые желают присоединяться до совместного проведения различных культурных мероприятий, в частности, археологических раскопок. Мы не имеем никаких «глобальных» целей: например, спасти мир или исследовать древнюю Беларусь.

— А что за люди в ПАЛе?

— В 1996 году я пытался работать со школьниками, с трудными подростками. Ездил с ними на археологические раскопки для выявления. Но было очень сложно, ведь их возраст не позволял объяснить им, что какой-то результат можно достичь только путем длительной монотонной работы. Все ждали ярких результатов каждые полчаса.

В 1997 году я сотрудничал с Лигой добровольной работы, в 1998 году с так называемой «Новой группой», которая занимается иностранными волонтерами. Но я убедился, что в этих организациях есть определенные упущения в понимании понятия «археалягічная деятельность». Я увидел, что люди из этой организации не имели никакого представления о работе в археалягічным лагере. Но есть люди, которые хотели, но у них не получилось стать археолягамі по различным обстоятельствам. На подсознательном уровне у них всегда существовало желание попробовать себя в этой профессии.

— То есть, ваша целевая группа такие «даархеолягі»?

Можно и так сказать. Мы не ориентируемся на студентов истфака, ведь они «наелись» своей археологической практики, а любая практика – это принуждение. Во время такой практики совсем другая атмосфера в коллективе, очень много запретов.

Но я считаю, что зацісканьне «гаек» никогда не приводит к добру. В общем, должна формироваться ответственность за самих себя. И в моих экспэдыцыях это достигается без принуждения. Человек является носителем своей собственной безопасности.

Таким образом, к нам попадают люди двух социальных групп: студенты первого-второго курсов, в которых идет процесс познания мира, и старшие люди, которые уже закончили ВУЗЫ. В то же время к нам идут и еще более зрелые люди: в этом году к нам записался инженер, которому 36 лет.

— А какой распорядок дня у ваших экпэдыцыйных лагерях?

— Основное отличие наших экспедицией от абсолютного большинства других волонтерских, которые строятся на археологической работы, состоит в том, что работаем мы, за исключением редких исключений, только в первую половину дня. Таким образом, только четыре часа работы в день. После люди занимаются своими делами, отдыхом и общением между собой.

Также мы проводим в лагерях различные праздники. Например, Купалье, Праздник хозяйки лета.

Каждый участник помнит знаменитые охоте на мамонта с обязательным нанесением боевой раскраски и участием охотников. Или инсценировку «Буратино» в трансвэсьціцкім варианте, где мужские роли исполняли женщины и наоборот. Таким образом получилось, что наш «Буратино» имела женский пол, а кот Базыліа превратился в Базылію…

Люди экспэрымэнтуюць со своими падсьвядомаснымі рэакцыяімі, поэтому у нас всегда очень сильный эмоциональный фон. У человека появляется возможность посмотреть на себя глазами других людей.

Есть и сюрприз для новых участников, который называется «посвящение». Но этот ритуал мы не раскрываем. После окончания наших экспэдыцый люди не теряются и поддерживают между собой контакт, что очень важно особенно для тех участников, что уже закончили ВУЗ.

— Расскажите, пожалуйста, о «Палятыдзе».

«Палятыда» является исторической міфалагемай. Так мы называем отдельную цивилизацию, которая существовала на землях Ссср и для нас исчезло. От этой цивилизации остались материальные остатки и документы. Мы как раз и изучаем особенности материальной культуры, социальных и административно-территориальных структур этих земель. Поэтому было решено назвать наши экспедиции «Палятыдай».

Мы исследуем поселения Х-ХVІ в., их структуру, которая во многом сохранилась до наших времен. В прошлом году мы исследовали поселение у озера Лісна, что в Верхнедвинского района, где нами были найдены следы викингов. Здесь в X-XII в. жили викинги, которые скорее всего были на службе у полоцкого князя. Одной из самых интересных находок той экспедиции стали прасьліца и сковорода.

— А в этом году еще реально попасть с вами на поиски?

— В этом году мы планируем две экспедиции: в Верхнядзьвінскі район (деревня Лісна) в начале июля и в Миорский район (село Соколова) в конце июля. Дополнительную информацию можно найти на сайте. Также связаться со мной можно через телефон +375297762675.

Общее собрание в середине июня.

Голоса волонтеров:

Лина, выпускница Глебаўскай училища: «Наиболее на летнике меня поразили творческие вещи. Строительство бани, нанесение этагамі (японские самодельные открытки), День модернизма и выпяканьне блинов на заступом.»

Эмма, второй курс Педагічнага университета: «Прикольно пасвячэньне в «деке», интересно Купалье: большой костер, хороводы.»

Кася, второй курс, БГУ: «Помню охота на мамонта. Перед ним мы рафарбоўвывалі лице, и мальчик Вадим, глядя в зеркало, писал свое имя «Вадим», а получилось у него «міздаВ». Клево всегда босиком и падпітвацца энергией земли!»

Обсуждение закрыто.