Городской экстрим

Держитесь за поручни и не выходите через потолочные люки! Пока еще для нас, для студентов, а также для наших младших товарищей – детей, гражданский транспорт – не роскошь, а средство передвижения. В скором времени автобусы/троллейбусы/ трамваи/метро останутся в наших мечтах, а на учебу-работу будем добираться на роликах-велосипедах или своих двух. По сьвежанькаму, так сказать, особенно теплые впечатления от поездок по талёнчыках за 250 бел. руб.

Про зайцев

Общественный транспорт уже давно стал игрой на выживание. Ежедневно мы становимся свидетелями, а то и участниками недетская дремал.

Чем сильнее транспортные службы завинчивающейся шрупкі, тем больше у людей азарта обойти и обмануть. В свою очередь контролеры с завидным энтузиазмом берутся за дело.

Особенно зрелищно получается у группировок в синих жилетах. При этом нетрезвыми или грязные зайцы их мало интересуют – их аргументы известны заранее… Куда приятнее вытащить хорошо одетого и по всему образованного зайца, «паабшацца» да и денежки за то получить.

Зачем люди надевают темно-синие куртки? Да еще и с нашивками? Только воры могут так делать! Стоишь, углядаесься через грязное стекло в толпу на остановке, сжимая дежурный талёнчык. И попробуй тут понять издалека, где настоящие контролеры! А сердце бешана бьется…

Интервью с контролером

Реальная история: еду я на встречу, как раз появилась мысль о статье этот. Так задумалась, а тут – контролеры! Как обычно – целая стая. Ну и вывели под белы рученьки. Получился почти следственный эксперимент. Говорю – журналистка, о вас, родненькіх, написать хочу. Пропустили они сколько объектов – о незавидной судьбе кантралёрскі рассказали… Ну и меня, естественно, отпустили :)

Чтобы стать контролером не нужно после школы забивать себе голову ненужными знаниями. Все просто – инструкция. И форму выдают. Но ведь клиенты попадаются разные… Натерпелись контроллеры от нашего брата!

Любителей дежурных талёнчыкаў предупреждаем – никак их пробить в последний момент. Если тебя застукали во время процесса кампасьціраваньня – считай, заяц. Право ехать в течение одной остановки без талёна – фикция. Зашел – пробил.

А как хотелось сфотографировать эти милые и доброжелательные лица! Но ведь контролеры при исполнении – как милиционеры. Снимать их запрещается. Поэтому просто передаю привет.

Есть такой человек — кондуктор

Кондуктору нужен зычный голос, крепкие нервы и чувство настроения. Труднее всего заставить оплачивать проезд за одну остановку. Штрафовать кондукторы не имеют права, но могут высадить. Все время приходится делать непростой моральный выбор – пенсия мала, стыпуху не дали, апахмяліцца нет на что, кошелек украли… Почти все кондукторы – личности харизматичные. В некоторых хочется приобрести сразу всю вязанками талёнчыкаў. Несмотря на неудобство этой новой формы оплаты – раньше можно было еще и на потом приобрести талёнаў – есть что-то такое в них, ретро-стиль какой-то.

При этом, право на льготный проезд имеют только студенты дневной формы обучения в независимости от ВУЗА и страны обучения, если они граждане РБ. В качестве вещественного доказательства принимается исключительно студенческий – никаких зачеток или айсікаў.

А по сведениям БЕЛТА, с первого апреля вводятся ограничения на количество поездок по пластиковых проездных в метро – не более 120 поездок в месяц и 42 – на декаду. В Москве норма – 70. Это чтобы по одной карточке всей семьей не катались.

Ну и, разумеется, в скором времени можно ожидать расширения рядов кондукторов и контролеров. Если все-таки отменят льготный проезд, даже те немногие честные студенты, что исправно пробивали талёнчыкі, перейдут в заячую компанию. Скорее всего, деньги от повышения оплаты проезда пойдут не к матери и ребенка, а на заработную плату новым контролирующим единицам. Как выход, можно начать продажу лицензий на охоту на зайцев, это заманить любителей активного отдыха и вместо затрат принесет казне доходы.

Карету мне, карету

Есть какой-то зграйны инстинкт на нашем транспорте. Троллейбусы обычно также кучкуюцца. Однажды насчитала восемь штук подряд! Прождав минут 20. Видимо, двигаться по городу по одному с интервалом в пару минут опасно. Куда приятнее растянуться от остановки до остановки. Во-первых – нужно не упустить свой номер. Что довольно трудно, когда он придет восьмым, а ты стоишь у первого. Вот и движется народ мелкими перебежками. Попробуй понять, откроются двери или нет.

Особенно поразило такое ноу-хау, как стоячие места в маршрутках. По законодательству это недопустимо, так как количество пассажиров должно равняться количеству сидячих мест.

 

Креатив

По искренним признании Власть Савельева – крэатыўшчыка одной из минских рекламных агентств – вдохновение он ищет в городском транспорте. Властей босс даже хотел подарить ему проездной на все виды транспорта.

Но транспорт бывает разный. Мне так кажется автобус номер 19 – самое то. Это не просто автобус – это многофункциональный двигатель общественной мысли! Там можно:

  • во-первых, погреться: там всегда жарко;
  • во-вторых, поэты-песенікі могут выполнять там свои произведения;
  • пивка выпить;
  • прослушать влюблен водителем «Шансон – the best»;
  • или «Рингтон – что есть»;
  • узнать о содержании «Народной Воли» и «Советской Беларуси» с комментариями;
  • или о цены всего на свете, от Комаровки до ипотеки в Москве;
  • совет, на что можно переделать старый зонтик (сумку сшить, например)…

Много чего можно! Но вот казус – прогресс добрался до автобуса номер 19. И сейчас старые иссиня-беленькие заменяют на новые зеленые. Товарищи, друзья, коллеги и подруги! Спасем дорогие с детства басы! Может, коллективное письмо написать в министерство? Или концерт в поддержку устроить, «Рок за 19»? :)

 

В общем же, срок эксплуатации автобусов в зависимости от веса – 10-15 лет от выпуска. В целом износ общественного транспорта аж 70%!

А еще, в троллейбусе в районе Тракторного завода поет под аккордеон свои песни неизвестный мужчина со светлыми глазами. Что-то подсказывает, что не имеет он возможности пользоваться Интернетом, а так хотелось бы передать ему еще раз искреннее спасибо за его песни на белорусском языке. Не все равно злые и раздраженные люди толкутся в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро – попадаются и поэты…

Обсуждение закрыто.