Больше, чем рок’н’ролл: Легенда Plastic People of the Universe

«Люди играют в игры с властью, дают себя подкупить возможностью поступить в ўнівэр, дешевыми трамваями… Им это настолько важно, что они держат при себе свои мысли и послушно стригут волосы. А Плястыкам все то глубоко по барабану. Их нечем подкупить. Ведь они из другого мира. Из той же страны, что и Музы. Они не еретики — они язычники,» — поклонник группы-легенды Plastic People of the Universe, созданного как раз в исторический для Чехословакии 1968 год.

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА

Длинные волосы, широкие штанины, гитара в руках и музыка, что срывает крышу — это шестидесятые, которые стали культурной революций в изголовье и сердцах не одного поколения. Волна рока и Бітламаніі захлестнула не только западный мир, но и взбудоражило и другую сторону Берлинской стены. Не смотря на строгий контроль коммунистической партии за «нравственным воспитанием молодежи», все равно рождались роковые группы и тусовки неформальной патлатай молодежи, которая слушала рок-музыку и которая стремилась быть похожей на своих кумиров.

В Чехословакии 1968 год был примечателен тем, что к власти пришел Дубчэк, который определил новое направление партии на «социализм с человеческим лицом». Иначе тот период называют «пражской весной». Тогда хиппи были повсюду, а рок-музыка звучала в клубах и на улицах. Но то длилось не долго. В августе пришли войска Варшавского договора и Дубчэк был снят со своей должности. «Пражская весна» закончилась, так же, как и благоприятные времена для рок-музыки.

Менее чем через месяц после ввода войск басист Милан Глаўса (Milan Hlavsa) основывает группу, которая в будущем станет легендой не только чешского рока, но и всего андерграунда — Plastic People of the Universe. Творчество их была зьнітаванаю с американским группой Velvet Underground и пражский психоделическим группой The Primitives group, где предварительно играли некоторые друзья Plastic People.

В начале своего существования группа делал в основном каверы песен Velvet Underground других американских групп (the Fugs, the Doors, Captain Beef heart и Frank Zappa’s Mothers of Invention). Их художественным руководителем и идейным лидером был Иван Мартин Іроўс (Ivan Martin Irous) по прозвищу Безумный (Magor), историк искусства и критик, который привел с собой и гитариста Йозефа Янечка (Josef Janeček).

«ВЛАСТЬ БРОСИЛА НАМ ПЯЛЬЧАТКУ, И МЫ ЕЕ ПОДНЯЛИ»

По окончании «пражской весны» был начат курс на так называемую нормализацию в обществе. Начали закрывать рок-клубы, вводилась цензура на телевидении и радио. Быстро нормализация пришла и по рок-музыкантов. Много групп согласились изменить свой формат и звучание, чтобы получить лицензию на выступление. Но Plastic People отказались от этого и тем самым были лишены лицензии на выступления, что означало одновременно и отсутствие инструментов, которые давало государство.

Споры и ссоры из-за такого положения привели к ухода двух музыкантов. Те трое, что остались, летом работали на лесоповале, чтобы заработать на новые инструменты, время от времени выступая на дискотеках под другим названием.

Следующие несколько лет группа выступает в немножко видоизмененном составе. Приходит канадец Пол Вилсон, который в скором времени становится солистом в группе. Сам он приехал в Чехию по обмену из Оксфорда для изучения практического коммунизма.

С июня 1972 Plastic People of the Universe запрещено играть в Праге. После этого группа постепенно начинает уходить в подполье. Следующий год они почти не дают концертов. В группу приходит немного старше остальных саксофонист Вратислав Брабец (Vratislav Brabec). Наконец появляются и чэскамоўныя песни, среди которых много положенных на музыку поэтических провоцирующим произведений андэрграўндавага философа Эгона Бонди (Egon Bonda). Музыку пишет в основном Милан Глаўса.

Как раз в то время вокруг Plastic People начало формироваться определенный круг музыкантов, групп, литераторов и поэтов, которые и обозначили тот самый чешский андэрграўндавы движение, который постепенно переместился в маленькие городки и деревушки по всей Богемии.

Устроить концерт, чтобы тот не был сорван полицией, делается для группы очень и очень сложным. Выступают они в основном на вечеринках или свадьбах друзей. Часто про место и время концерта сообщали в самый последний момент в устной форме. Фанатам приходилось выходить на какой ближайшей станции, а потом еще несколько километров топать пешком до которого заброшенному амбару или фермы. Правда, часто и полиция делала то же самое, срывая запланированный концерт.

Для людей, которые слушали песни и приходили на концерты не смотря ни на что, Plastic People делались уже не просто рок-группой, а живым примером нонконформизма в обществе, где было удобно приспосабливаться и жить «как все».

Печально известной стала событие марта 1974 года, которая получила название «Чешско — Будзеёвіцкая бойко». В городке Рудольфаў, что у Чешских Будзеёвіц, был запланирован концерт нескольких групп, в том числе и Plastic People. Разрешение власти был предварительно получен. Но в последний момент появилась полиция и запретила проведение концерта. Сотни фанатов, что приехали просто послушать свои любимые группы, были угнаны на вокзал. По дороге их жестоко избивали. Переписав имена и арестовав шесть человек, молодежь посадили в поезд и отправили обратно в Прагу. Позже очень много людей павыключалі из университетов, а те, кто собирался поступать, так и не поступили.

Иван Мартин Іроўс (Безумный) в своих воспоминаниях — книге «Правдивый рассказ о Plastic People» — описывает свою беседу с некоторыми из тех молодых людей:

«Я спрашивал их: «Что вы будете делать?». А они мне спокойно отвечали: «Пусть они ту свою образование засунуть в жопу». В тот самый момент я очень ясно понял, что власть бросила нам перчатку, и мы, как мне кажется, ее подняли. Потому что если ей уже сейчас так мешает андэрграўндавы движение, то пусть она позже и вспомнить, на чем он был замешан. Ведь тем нескольким зьбітым сотнями, или тем, кто видел, как избивают друзей, уже не нужно на пальцах разъяснять всю пачварнасьць и бесчалавечнасьць системы, в которой мы живем.»

ВТОРАЯ КУЛЬТУРА

В этом же году Иван Мартин Іроўс организует первый музыкальный фестиваль Другой культуры. Официальным поводом для того послужило празднование свадьбы друзей. Это был фестиваль уже сформированного чешского андэрграўнду, потому Безумный его так и назвал.

Второй музыкальный фестиваль Другой культуры прошел в феврале 1976 года как празднование свадьбы самого Ивана Мартина Іроўса под названием «брачный пир Бешеного». На этот раз полиция уже не оставила все как есть и в марте арестовала 27 музыкантов, допросив еще около сотни фанатов. Через международные протесты, вызванные арестом музыкантов, большинство задержанных отпустили, так же, как и некоторых членов Plastic People. Но четверо из них все же попали на скамью подсудимых. Обвинитель на суде зачитывал «вульгарную лирику» из их песен, утверждал, что группа – «антысацыяльная явление и портит социалистическую молодежь».

А музыкантам с Plastic People of the Universe не оставалось ничего, как говорить о свое право на творчество. Через два дня им вынесли приговор за «нарушение мира и спокойствия». Иван Мартин Іроўс (Безумный) получил 18 месяцев тюрьмы, Павел Заічка 12 месяцев, Сватаплук Карасек и Вратислав Брабец — по 8 месяцев.

Все время, пока длился судебный процесс, около зале суда присутствовали известные чешские интеллектуалы: писатели и драматурги, музыканты и профессора, среди которых был и Вацлав Гавел. Все они были возмущены несправедливостью и абсурднасьцю процесса, а тем более — приговором. Разговоры о суде над Plastic People не сьціхалі и несколько месяцев.

В тот период и возникла инициатива всем известной Хартии 77, документа, который критиковал коммунистический режим за нарушение прав человека. 1 января 1977 под Хартией 77 уже подписались 242 человека. Участники группы по выходе из тюрьмы, также подписались под этим документом.

Позже было уже постоянное дружба с Гавелом и концерты на его даче в Градэчку, со зрелой «охраной» полиции в соседнем лесочке. В 1982 саксофонист Вратислав Брабец не выдерживает постоянных допросов и зьязджае за границу.

«Мы стали диссидентами против нашей воли»

В начале восьмидесятых годов коммунистическая власть пошла на определенные уступки в отношении рок-музыки. И даже была инициатором проведения нескольких рок-фестивалей. Plastic People of the Universe несколько раз пытались дать непадпольны концерт. Разрешение они получали, но в последний момент концерт отменяли. Им начали «мягко» намекать на то, что если они изменят название, то тогда смогут выступать. В 1988 музыканты поссорились и группа распалась. Они так и не смогли найти согласие в этом вопросе.

В 1997, когда сьвяткавалася двадцатилетие Хартии 77, по просьбе и приглашению уже президента Вацлава Гавела Plastic People of the Universe снова сошлись и играли вместе во дворце на Гряде. Ради этому поводу вернулся из Канады саксофонист Вратислав Брабец, который и остался в Праге, после долгой эмиграции.

Вот эта история уже легендарной группы, а также чешского андэрграўнду и вдохновила известного английского драматурга Тома Стоппарда (происхождением, кстати, чеха) написать пьесу «Rock’n’roll». Она не только о том, как молодые люди жили и творили в более чем неблагоприятных условиях, но и о музыке, которая изменила наше видение и стала настоящей культурной революцией. Это пьеса о том, что при тоталитарном режиме любое свободное творческое самавыражэньне становится явлением политическим.

Никто из музыкантов никогда не стремился к диссидентства. Они просто хотели играть свою музыку и жить так, как им хочется. Как потом скажет Милан Глаўса:

«Мы стали диссидентами против нашей воли.»

Они не ставили себе целью изменить режим, как это делали диссиденты. Они хотели, чтобы их просто оставили в покое. Поэтому и в пьесе Стоппарда герой, фанат Plastic People, говорит такие слова:

«Люди играют в игры с властью, дают себя подкупить возможностью поступить в ўнівэр, дешевыми трамваями…им это настолько важно, что они держат при себе свои мысли и послушно стригут волосы. А Плястыкам все то глубоко по барабану. Их нечем подкупить. Ведь они из другого мира. Из той же страны, что и Музы. Они не еретики — они язычники.»

А сегодня, они так же играют свою музыку по небольших клубах, ездят на гастроли, записывают свои песни. Правда уже немного видоизмененном составом. И если вдруг в одном из обычных пражских баров ты встречаешь седого, но все так же патлатага саксофониста Вратислава Брабца с бокалом пива, ты понимаешь, что эти люди не изменились и остались преданными себе, андэрграўнду и своей музыке. Они так и не стали «звездами» в общем понимании, а остались все теми же хиппи из шестидесятых.

.

Обсуждение закрыто.