Бергман и Антониони ушли из жизни

За один день, 30 июля, не стало сразу двух великих режиссеров: Ингмара Бэргмана и Микеланджело Антониони. Оба еще при жизни стали классиками и доказали, что кинематограф может быть искусством. Если верить легенде, что души памершых зажигаются звездами на небе, то Бергман и Антониони – это целые созвездия.

Ингмар Бергман

Ингмар Бергман скончался 30 июля на 89 году жизни на острове Фаро (Балтика). А родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Ўпсала. Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Профессионально работать в кино начал в 1941 году, редактируя сценарии. Быстро Бергман написал свой собственный сценарий «Травля» (Hets), который был экранизирован в 1944.

Бэргмана по праву называют «поэтом кинематографа». Один из его самых знаменитых фильмов – «Фаньні и Александр» — является подведением итогов жизни Бэргмана как режиссера. Радости и ужасы детства сформировали представления режиссера.

Бергман считается лидером в так называемом «авторском кино» (авторское), его фильмы проникнуты личным визуальным видением, поисками ответов на вопросы любви, смерти и Бога. В его картинах и поиски собственного «я», и сексуальные отклонения, и непонимание между людьми.

Среди затрагиваемым темам ясно просматриваются взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми. Понятно, что это тема не могла не волновать человека, который был пять раз женат и имел восьмерых детей.

Поэтому театр и кино – это своеобразный побег от семейной жизни, в котором частные чувства сильно прижимаются.

Однажды он сказал:

«Мои картины – всегда часть моих мыслей, эмоций, переживаний, мечтаний, желаний. Иногда они встают из бывшего, а иногда – вырастают из настоящего.»

Вуди Аллен назвал Бэргмана «лучшим кінамастаком со времен создания кинокамеры».

А в 2004 Бергман признался, что не может смотреть собственные фильмы, потому что они делают его глубоко несчастным.

Польский режиссер Анджей Вайда сильно благодарен Бэргману, ведь он:

«Дал надежду, что если мы захотим сказать что-то о нас самих, мир это услышит.»

Рэжысэрскі дебют Бэргмана состоялся в 1946: фильм «Кризис» стал первым из более чем пятидесяти.

Но настоящая слава пришла с двумя сказками о ўсёпаглынаючае любовь: «Летняя інтэрлюдыя» (1951) и «Лето с Моникой» (1953).

Среди наиболее известных картин, которые принесли ему мировую славу, «Земляничная поляна», «Фанни и Александр», «Шепоты и крики», «Седьмая печать», «Сцены семейной жизни».

Самого Бэргмана номинировали на девять Оскаров в период 1960-1984, а три его фильма получили Оскара как лучшее иностранное кино.

Став легендой кинематографа, Бергман не забывал на театр: ставил Шекспира, Ибсена, Чехова, Стрындбэрга.

Микеланджело Антониони

В одном из интервью на вопрос, что бы он делал в мире, где не существует кинематографа, Антониони ответил: «Фильм».

Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года в итальянском городке Ферреро. В Балёнскім университете получил диплом экономиста, хотя сначала начал изучать филологии, потом стал журналистом, а сейчас известен каждому как один из оплотов не только итальянского, но и мирового кинематографа.

Посвятить свою жизнь кинематографу Антониони окончательно решил в 1939 – и переехал в Рим, где работал в официальном фашистском журнале «Cinema», но ушел из-за недопонимания с редакцией. После этого начинает изучать кінарэжысуру.

Первый сценарий пишет вместе с самим Роберто Расэліні для фильма «Un pilota ritorna». А дебютный фильм Антониони был про жизнь паўночнаіталійскіх моряков «Gente del Po».

В 1950 году выходит первый поўнамэтражны фильм «Хроника одной любви» (Cronaca di un amore), где, как и во всех работах режиссера, на первом плане не внешние мотивы сюжета, а внутреннее состояние персонажей и их взаимоотношения. Но картина не была замечена кинематографическим миром.

Потом были еще попытки привлечь внимание, но не очень успешные. Знакомство с актрисой Моникой Вити принесла ему не только любовь, но и творческий успех. Актриса зьнялась в главной роли в фильме Антониони «Приключение» (l’avventura, 1960), который не сильно понравился публике из-за отсутствия острого сюжета и засяроджанасьці на внутренних перажываньнях, однако получил Гран-при в Каннах.

Считается, что вместе с следующими картинами — «Ночь» (La notte, 1961), «Зацьменьне» (L’eclisse, 1962) и «Красная пустыня» (Il deserto rosso, 1964), в которых также снялась Моника Вити – «Приключение» образует своеобразную тэтралёгію. А первый цветной фильм Антониони «Красная пустыня» до сих пор считается непревзойденным шедевром в использовании колера.

После Антониони много снимает по-за пределами Италии. Настоящий коммерческий успех ему приносит фильм «Фотапавелічэньне» (Blowup) (одно из спорных вопросов мировой кинокритики: было ли рассказ Хулио Кортасара «Слюна дьявола» основой сюжета). В это время Микеланджело расстается с Моникой Вити, которая продолжает свою карьеру в не менее знаменитых режиссеров, например, у Бунюэля.

Потом Антониони снимает в Штатах, но «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point), музыка к которому создавалась вместе с Pink Floyd, был коммерческим провалом и не понравился американскому правительству. Также не по вкусу властям, на этот раз уже китайском, пришелся документальный фильм «Китай» (Chung Kuo).

В 1975 году Антониони снимает фильм «Профессия — репортер» (Professione: reporter / The Passenger) с Джеком Николсоном в главной роли.

В 1980-х режиссер экспэрымэнтуе в области рекламы и видеоклипа.

В 1985 в Антониони случается второй инсульт, который приводит к параліча правой части тела и потери речи. В течение десятилетия режиссер не ставит полнометражных картин. Только в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был поставлен новый фильм Антониони по мотивам его книги 1970-х «За облаками» (Par-delà les nuages). Последний свой фильм – «Эрос» (Eros) – режиссер снял в 2004.

«Фильмы Антониони впечатляют не тем, что они хорошие, а тем, что они вообще были сняты.» (Сэймар Чатман)

Мікелянджыо Антониони, мастера модернистского эстетического кино, также известный как писатель и художник.

Фильмы обоих режиссеров не раз показывались в Минске в рамках недели шведского и итальянского кино.

Обсуждение закрыто.