Артемий Троицкий в Минске

Артемий Троицкий — личность легендарная и многосторонняя. Кто-то знает его как музыкального журналиста, получившего почетное звание лучшего в 1997, кто — то- как организатора оригинальных вечеринок и концертов, другие — в качестве глямурнага персонажа российского шоубиза, основателя российского Playboy, ведущего теле — и радиопрограмм, музыкального критика. Колонку Троицкого АК можно найти даже в Cosmopolitan. А сегодня Троицкий в эксклюзивном интервью Generation.by.

Но сам Артемий спокойно относится к своей славе:

«В отношении себя, я слово «слава» даже не могу применить. Я достаточно известный в определенных кругах тип. Но сказать, что у меня там слава… Это вот у Бориса Моисеева слава. В любом случае, если известность человеку начинает воздействовать на мозги и на психику, то это может пагубно сказаться и на его менталитете, и на его профессиональных качествах и вообще на том, чем он занимается. Известность, популярность, аўтарытэтнасьць никак не вынуждали меня как-то специально себя вести, к чему-то приспосабливаться или из последних сил стараться этот уровень известности поддерживать. Я всегда делал и делаю только то, что сам хочу. Вот и все.»

Встретиться с Троицким в Generation.by удалось на фестивале «Вольнае Паветра», куда Артемий захотел – и приехал. А пригласил его Сергей Левин, глава пивоварни «Друг», вдохновленный книгой Троицкого АК. Не раз потом Троицкий подчеркивал свободную и искреннюю атмосферу фестиваля:

«В Беларуси я бываю редко, раньше заезжал чаще. Как раз для меня хорошая возможность вот так взять и за один вечер много всего интересного услышать.»

И в самом деле, Троицкий не сильно разбирается в современной белорусской музыке, чего и не скрывает:

«В общем, мой любимый белорусский исполнитель, это и Вася Шугалей, хороший был парень. Когда-то мне нравились какие-то старые белорусские рок-группы: Улисс, Магазин, Зарці Хо. Насколько мне известно, этих групп уже нет. А нового поколения не знаю, не считая «Ляписа Трубецкого», который мне очень симпатичен.»

При том известный критик считает, что белорусам повезло больше, чем эстонцам или евреям — до него не доходило анекдотов про нашу страну. Хотя, на самом деле, веселых и не злых стэрыатыпаў в нашу сторону в Москве хватает 🙂

Зато Троицкий собаку съел на российском шоубизе:

«Ситуация в российском шоу-бизнесе просто чудовищная – это океан бездарэй и халтурщики. Ничего хорошего там нет. Связано с тем, что в России все решает телевидение. Артисты, которые имеют определенные коррумпированные общение с TV, могут рассчитывать, что их популярность гарантирована, чем они и пользуются. Никакого отношения ни к таланту, ни к уровню, ни к человеческим качествам нет. Никогда в нашей стране эстрадная музыка не была такая тупая и бездарная, как в эти годы.»

Хотя, конечно, есть российские группы, которые ему нравятся: Мумий Трольль, и в частности Илья Лагутенко, которого Троицкий считает талантливым и сообразительным парнем. Еще по нраву Дельфин и группа «Ленинград

Так уж у нас повелось, что спрашивая про музыку, запытаесься и о политике:

«Два года назад некоторых ведущих российских рокеров вызвали в Кремль на встречу с заместителем руководителя администрации президента Сурковым. В то время администрация очень боялась повторения сценария украинской оранжевой революции в России. Тогда Сурков просил о лояльности к действующей власти. Но современные российские музыканты – абсолютно беспозвоночные лица. Их даже не нужно вызывать к сурковых, и строить их не нужно. Они никогда не пойдут на баррикады, никогда не выступят на стороне каких-либо революций.

Сейчас в России музыка и политика не переплетаются никоим образом. Но в то же время, наши певцы, что роковые, попсовые, мотивированные прежде всего деньгами. У нас нет артистов, которые бы занимали конкретную гуманитарную позицию. В отличие от Запада, где артисты – мо из того, что уже богатенькие, мо из-за климата, а может из-за чего-то еще – хотят делать что-то за пределами музыки.»

Может, поэтому Москва или Питер не присоединились к 24-часового музыкального марафона Live Earth, целью которого было обратить внимание на климатические проблемы. А вот в 2005 году Артемий Троицкий организовал московский концерт Live 8 на Красной площади, участники которого (среди которых были Pet Shop Boys) призвали решать проблемы бедности во всем мире.

Естественно, что Артемий осознает своеобразие политической ситуации в Беларуси:

«То, что фестиваль фольклора проходит в каких-то полуподпольных условиях – для меня это дико. И это – фестиваль народной музыки, наиболее патриотической и лояльной, я уже не говорю про проведение рок-концертов. Пока что в России нет попыток воздействовать на музыку методами, которые используются в Беларуси.

А дело с отменой известного российского рок-фестиваля «Нашествие» – проблема вполне делового характера. Здесь наблюдается конфликт экономических интересов и желание местной власти избежать конфликтов с местными жителями, в которых подобные концерты вызывают волны протеста.»

ПРО ПИРАТОВ И БУРЖУЕВ

В России, как и на постсоветском пространстве в целом, процветает пиратство. Началась настоящая «охота на ведьм», с массовыми акциями уничтожения пиратской продукции:

«Мне очень не нравится, что власти прогнулись под американскими требованиями в этой сфере. Был закрыт крупнейший музыкальный архив allmp3.ru, на котором было размещено огромное количество записей, по мнению мировых правообладателей, пиратских.

До переезда музыки в Сети я отношусь вполне позитивно. До начала двадцатого столетия музыка распространялась путем живых концертов. Следующее столетие прошло под знаком тыражаваньня музыки на аўдыёносьбіты. Появилась огромная прослойка фирм грамзаписи, паблішараў, продюсеров. XXI век и интернет позволяют от этих посредников избавиться. Музыканты получают непосредственный доступ к слушателю.

В огромных брендов начались смертные конвульсии. Они понимают, что очень скоро вымрут. Поэтому они стремятся представить пиратством помещение в интернете mp3. Такая позиция сдерживает развитие музыки. Они остались в ХХ веке и не желают понять этот факт.

Те же белорусские группы должны стремиться распространять свои песнопения, максимально используя интернет. Заработать за это деньги довольно трудно, но со временем какие-то правила игры будут выработаны. Вся мировая статистика свидетельствует о падении продаж носителей, а количество живых концертов при том возрастает.»

ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Имя Артемия Троицкого всегда было связано с печатной продукцией. Первая статья появилась в журнале «Ровесник» под названием «Пятерка тёмно-лиловых» о Deep Purple. Дебют состоялся аж в 1975. Троицкий хорошо известен тем, что сделал российскую версию Playboy не просто источником красивых не только с лица девочек, но и символом особого образа жизни. Но редакторская должность требовала слишком много времени и внимания.

Однако со страниц самых разных изданий Артемий не исчез. Он даже прышчэплівае музыкальный вкус глямурным барышням, делая музыкальные обзоры в Cosmopolitan. В этом году в Артемия началась колонка в журнале Rolling Stone:

«Но сказать, что я читаю Rolling Stone, не могу. Из-за этого, к сожалению, не имею достаточного количества информации про этот журнал и никогда не наблюдал за основными тенденциями в нем. Но я думаю, что моя колонка не сделает Rolling Stone более попсовым. Раньше на этом месте была колонка Шнурова. И я чувствую себя на его месте совсем неплохо. Играю и бухаю менее Шнура, поэтому інфарматыўнасьць статей Rolling Stone только возрастет.»

Кстати, именно в Rolling Stone Артемий Троицкий получил самый большой гонорар за репортаж: 5000 долларов за статью об августовском путче 1991-го. По его словам, это были

«Самые светлые времена в истории России. Это было лучшее праздник, лучшая вечеринка – с самыми дорогими декорациями, с самой улётнай программой.»

Понятно, что живет Артемий не за гонорары и не за распроданы плоты (поскольку музыкальных носителей в Троицкого накопилось невероятно много, он сбывает в магазины некоторые диски всего за пять долларов, при том что многие из них стоили на порядок дороже). Если верить его же книге, ежемесячно прибыль Троицкого — 10 тысяч долларов. Артемий просто человек-проект, спектр его актыўнасьцяў затрагивает и литературу, и кино, и какие-то организаторские моменты:

«В моей жизни много интересного. Несмотря на то, что сейчас лето – время затишья, учебные семестре в университетах закончились. Я же преподаю в МГУ и в Университете управления. В МГУ у меня спецкурс «Музыкальная журналистика», а в Университете управления у меня два курса – «История музыки» и «Средства массовой информации». Радио программа у меня, как всегда идет, гастрольная деятельность активная – привозим много западных исполнителей в Москву и Санкт-Петербург. Какие-то фирмы грамм записи у меня есть. Так что, на самом деле, проектов много, еще и писать успеваю.»

Не трудно представить, насколько возросла посещаемость студентками некоторых московских ВУЗАХ некоторых спэцкурсаў. А для тех молодых и дерзких музыкальных журналистов и журналисток, которые не имеют счастья лицезреть господина Троицкого АК за кафедрой, мы разьведалі секреты его успеха:

«Есть несколько таких неблагіх ингредиентов: во-первых, я считаю, что нужно хорошо знать тот предмет, о котором пишешь. То есть музыку нужно знать. И не просто как один из предметов в ряду других: сегодня писать о музыке, завтра кино, послезавтра о политике. Все же нужно знать музыку достаточно глубоко.

Во-вторых, важно уметь сформировать и сформулировать свое мнение, а не просто повторять то, что пишут все остальные, и не цитировать пресс-релизы. Нужно слушать и самому что-то выдумывать. И в-третьих, важно все это грамотно преподавать.»

А тем, кто не поступил на престижный журфак, не нужно отчаиваться – чтобы стать таким, как Троицкий, не нужно иметь специального образования. Сам Артемий экономист-математик. Главное – любить то, чем занимаешься, а опыт – дело наживное.

Кстати, книга «АКТроицкий я введу вас в мир … поп (бонус music + sex)» на самом деле достойна того, чтобы ее подписал сам автор. Потому Левина нетрудно понять. Как раз тот случай, когда то, что полезно, еще и весело. Книга представляет собой компиляцию лекций Троицкого на журфаке МГУ – это не только бесценное пособие музыкальному журналисту, но и интересный и доходчивый экскурс в мир российского шоу-бизнеса: ху ис ху, как говорят.

Обсуждение закрыто.