Ветер перемен над европейскими университетами
Чем сегодня живут европейские университеты, какие проблемы и вопросы решают? Немецкие университеты пытаются ввести плату за обучение, Парыскія школы предпочитают конкурса вместо открытого набора учеников, Греция хочет ввести запрет на частные университеты. В воздухе запахло переменами.
В Европе начинается жесткое сопротивление “ = американизация” (или коммерциализации) высшего образования. Но экономические реалии побеждают над теми, кто утверждают, что университеты должны давать всесторонние знания, а не мостить дорогу к работе. Европейские университеты не обеспечивают навыками, необходимыми для постепенного развития и способности соперничать с быстро разьвіваючыміся экономиками стран Азии.
По данным Организации Экономического развития и сотрудничества (OECD) Германия, Франция и Италия тратят только 1,1 % от ВВП на высшее образование, при этом большая часть средств принадлежит до государственных. Тогда как США тратят 2,6%, и большинство средств – это частные вклады. Более того, OECD утверждает, что Китай и Индия адаптируются быстрее, чем США и ЕС, и готовят более высококвалифицированных работников для потребностей 21-го века.
Лекционные залы в старейшем университете Европы в Балёніі (Италия) трескаются от старости, университетские библиотеки в Франции содержат устаревшие фонды, являются мало доступными и все больше и больше игнорируются студентами. Одно из исследований показало, что более 1/3 взрослых в ЕС не могут выполнить простых кампутаровых заданий, таких, например, как использовать мышку, чтобы войти на интернет-сайт либо работать с программами обработки текста.
“Много кто идет в университеты, так как считает, что это престижно. Но большинство среди нас знает, что даже после выпуска все равно может остаться работать в магазине”, — говорит Фатима Бузіанэ студентка социологии университета Сен-Дени, которая подрабатывает в кафе.
Лидер самого большого французского профсоюза Лаурэнс Парысо говорит, что Французские университеты – это “позор нашей нации”.
“Это чудо, что Франция еще входит в пятерку сильнейших экономик мира, которой, тем не менее, наступает на пятый Китай, и это при таком слабом финансировании высшего образования. Как долго еще это может продолжаться?” — пишет в своей книге ректор Сарбонны Жан-Рабэрт Піттэ.
Большое количество в этом году американцев-лауреатов Нобелевской премии только заострила дебаты.
Большинство Европейских университетов – общественные и большинство из них требует платы за обучение, только в виде небольших взносов. Например, студенты Парыскіх университетов должны платить от 125 до 250 доларов в год.
Оппоненты рыначнаарыентаваных реформ, что были предложены Европой, озабочены тем, что студенты станут товаром для университетов, заинтересованных в получении прибыли. Они также опасаются, что диета с ограниченным рыночной стоимостью в общем исчезнуть.
Государственные университеты Британии стали вводить плату за обучение в конце 1990-х годов. Сегодня обучение может стоить около $5,500 за год. Эта сумма накапливается как студенческая ссуда, которая должна быть уплачена, если выпускники будут иметь стабильный заработок.
Только две Европейские университеты попали в топ-список двадцати университетов мира. Список создавался исходя из числа преподавателей-лауреатов Нобелевской премии, числа их публикаций в ведущих журналах мира и наград.
Оба эти Британские университеты – Оксфорд и Кэмбридж. В список также попал Токийский университет, а остаток – это университеты США.
Британские университеты также все более и более критично подходят к выбору студентов. Они активно принимают иностранцев, которые могут оплачивать высокие цены образования.
Другая причина почему Британские университеты являются конкурентоспособными – это английский язык. Много студентов ЕС и Азии выбирают Британию, которая является родиной языка мировой глобализации.
В Нидерландах университеты. экспэрымэнтуюць с платой за обучение, которая возвращается обратно студентам после окончания ими университета. Идея этого заключается в том, чтобы помешать студентам затягивать свое обучение и уменьшить количество тех, кто не заканчивает обучение.
Руководство ЕС подталкивает страны к увеличению финансирования высшего образования и обеспечения стыпэндыямі и кредитами всех студентов ЕС в независимости от их национальности.
Руководитель образовательного отдела OECD Андреас Шлейхер говорит, что изменения в европейской образования неизбежен:
“Достичь успеха те индивиды и страны, которые быстро адаптируются, мало жалуются и открытые к переменам.”