«У него женское имя» – фотоистория одной семьи
Studenty.by посетили минскую арт-кафе «Лондон», где с 6 по 18 февраля проходит фотовыставка Андрея Ленкевича о не совсем обычную минскую семью. В выставке “У него женское имя” – фотоистория одной семьи” Андрей не стремится показать извечный конфликт гомо — и гэтэрасусьветаў, но стремится ответить на вопрос “А как они живут?”
«Жить, как любишь…»
«У каждого человека есть такая тема, что интересует его больше остальных, — говорит Андрей, — в которой он хочет разобраться – сам для себя. Так и я – нашел для себя определенную тему и ищу ответа на свои личные вопросы. Почему появляются такие семьи? Могут ли они иметь детей? Насколько они счастливы или несчастны?. К сожалению, в нашем обществе это тема из ряда тех, о которых не принято говорить. Такие семьи есть – а вроде их и не существует. Так сложилось, что я знаю этих людей, сложился какой-то доверие – их до меня – поэтому они и разрешили мне их поснимать».
«Любить, как хочешь…»
Андрей не стремится показать извечный конфликт гомо — и гэтэрасусьветаў. Его цель совсем другая.
«В первую очередь я снимал их, как семью. Там даже нет ни одного поцелуя. Мой фотарасповед как раз и задумывался, как рассказ о не совсем обычную (в нашем обычном понимании!) минскую семью, без концентрации на них лясьбійстве».
Действительно, Андрей ни на одном снимке специально не позиционирует, что снимает лясьбійскую пару. Но каждое фото пропитанное едва уловимой, почти незаметной жаноцкасьцю. Духом даже не двух любящих друг друга девушек, а настоящей семьи. Это целая вселенная со своим особым великолепием. А с другой стороны – все просто, все обычно, «как у всех».
«Для меня же главное было ответить на вопрос: а как они живут, — отмечает Андрей. — Это обычная семья – они радуются почему-то, они празднуют дни рождения, танцующие на дискотеках, воспитывают ребенка. И интересно было показать их отношения с малой, ее отношения к этой не совсем стандартной ситуации».
«Говорить, как думаешь…»
«Не стоит концентрироваться на том, гей определенный человек или нет, или лесьбіянка. Нужно концентрироваться на каких-то профессиональных моментах и на душевных. К сожалению, в нашем белорусском обществе так сложилось, что люди не могут открыто говорить про свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Люди не могут показывать свои склонности, ибо элементарно боятся быть уволенными с работы. Боятся того, что их просто не поймут да изолируют».
И это настоящая проблема. В той же Европе нет такой жесткой непрымальнасьці, хотя и религиозность, и моральность нации там на нормальном уровне. Там уже обсуждают вопросы немного другого рода: «в состоянии Ли такие семьи хорошо воспитать ребенка?». И все больше и чаще склоняются в сторону положительного ответа.
«Думать – по-другому…»
К сожалению, в «Лондоне» возможно увидеть не все снимки с проекта, ведь в кафе – все же не галерея и физически не в состоянии разместить их все. Но там – безусловно, все самое лучшее. Причем Андрей совсем не рассчитывал на выставку в Беларуси.
«Так сложилось. И я, честно говоря, очень рад. Я планировал первую выставку в Вильнюсе. Все уже договорено, осталось только завести съемки – и тут получилась выставка в Минске. Это просто чудесно. Сколько и где бы я не выставлялся, я уверен в такой вещи: самое для меня главное – чтобы мои снимки, мою работу увидели белорусы. Для меня важно видеть именно их реакцию. Если она будет негативной – ну что же, это тоже реакция. Главное, что люди обратят свое внимание на эту проблему. Над чем-то задумаются. А возможно и изменят некоторые свои взгляды на любовь, к примеру. На уважение друг к другу».
Когда я спросила, или он сам считает своих героинь счастливыми женщинами, Андрей задумался.
«Все же я не имею права отвечать на такие вопросы – об этом стоит спросить у них лично. Но все я считаю их счастливыми. Во-первых, они любят. Во-вторых, они имеют настоящую семью. И, в конце концов, они имеют профессию, которая им нравится, и с охотой работают. Так, они обычные счастливые люди».
P. S. Снимки из серии «У него женское имя» можно также увидеть на сайте Андрея Ленкевича.
Фото к статье Дмитрия Гліндзіча. Авторские снимки Андрея Ленкевича.