“Студент или студентка?” Результаты первой дискуссии

21 сентября была проведена первая
дискуссия с новой серии, начатой Международной комиссией ЗБС в этом году.
Темой обсуждения было провокационный вопрос – “Студент или студентка?”
Если вы не присутствовали на встрече, то перед тем как читать дальше, задумайтесь,
как вы его воспринимаете, что бы вы на него ответили.

Организаторы намеренно не объясняли тему более точно перед
дискуссией, потому что хотели узнать насколько могут отличаться подходы
белорусских студентов до такого вопроса. Именно этому и была посвящена
почти треть всего времени. Долго не объясняя свой подход к пониманию вопроса
“Студент или студентка?”, ребята изобразили его в единогласным ответе
“СТУДЕНТКА”. Этим они хотели сказать, что мужская половина студенчества
Беларуси без колебаний выбирают девушек!

Приятно! Интересно, что большинство девушек ответили на этот
вопрос так же – “Студентка”! Кто-то обосновал свою позицию с филологического
точки зрения (мы вспомнили языковые различия в передаче пола лица — в
английскому языку student общий для всех, в немецкой die Studentin und der
Student) имея в виду, что пол должен отображаться в слове и как в общем
понимать белорусское законодательство, где все написано про студентов, а про
студенток не упомянуто? Кто-то сказал “Студентка”, ведь на первый взгляд студенток
в белорусских унівэрах больше (хотя средний показатель не дает им какой-то значительной
преимущества), поэтому чаще встречаются студентки, а не студенты. Кто-то выбрал
“Студентку” просто из женской солидарности. В результате некоторые представители
сильного пола стали проявлять свои прежние подозрения, что дискуссия
готовилась именно в фэмінісцкім контексте.

Тем не менее, не соблазнившись на обсуждение современных
тенденций в мировом фэміністычным движения, мы стали выяснять, существует ли в
белорусских университетах какая-либо дискриминация на почве пола студентов?
Если бы у меня спросили раньше об этом, я бы сразу не колеблясь сказала, что,
наверное, для Беларуси эта тема является притянутой за уши. Но, благодаря
дискуссии, я открыла для себя много неожиданного.

Например, в Медицинском университете некоторые дисциплины,
которые относятся к преимущественно мужской сфере (хирургия), излагаются
поверхностно, если в группе нет ни одного парня, ведь считается, что девушкам все равно
не стать хирургами. В БГАТУ, где девушек наоборот очень мало, при расьсяленьні
учитывается пол студентов (неофициально естественно), но в это раз не на пользу
ребят. Студенты БГПУ имени М. Танка сказали, что у них унівэры, где ребята –
довольно редкая ценность, именно они являются “щитом”, который вынужден
прикрывать всех – их всегда вызывают первыми, поэтому их чаще можно встретить
на последних портах, где они прячутся от вопроса-пуль. А ребятам из гуманитарных
унівэраў рода педагогического и лингвистического, оказывается, в общем-то угрожает
опасность, что их перестают воспринимать как парней… Если в группе только один
парень, постепенно девушки перед ним даже чулки поправлять больше не
стесняются. Но по моему мнению, самое страшное происходит, когда самого парня уже
не волнует, когда перед ним такое делают. А как же контроль над мужской половиной
с помощью немного приподнятой юбки?

Все участники дискуссии согласились, что наличие какой-то
неравенства в большой степени зависит от преподавателя. И здесь студенты начали
вспоминать страшные история про женщин-преподавательниц в учебных заведениях
технического профиля, которые намеренно усложняют жизнь парнем. Была история о
женщину-преподавательницу, которая завальвала студенток на экзаменах и зачетах, ведь
помсьціла за то, что некогда ее муж (тоже преподаватель) ушел от нее к молодой
студентки. При всей “частичной принадлежности” темы, если присмотреться, можно заметить
множество ситуаций из нашей повседневной жизни, когда уважение (внимание) до пола
студентки не достаточна. Как часто в преимущественно женских аудиториях (где тем не
меньше есть ребята) преподаватель/ца обращается к студентам – “Давайте, девушки, запишем…”; как часто
можно услышать в техническом универе “Ну, она
та девушка, но ты то парень! Ты должен это знать!
”; как часто мы
замечаем, что преподаватель/ца по-разному относиться к парней и девушек? И, вновь,
почему законы пишут только для студэтаў? А Студентки имеют права и обязанности?

Но нас это трогает не больше, чем какой-нибудь ляпсус,
сказанная преподавателем на последней лекции, из которого можно разве что посмеяться. Почему
так? Почему в Европе, например, проводятся целые кампании в поддержку гендерного
равенства в ўнівэрах? Чем мы отличаемся от европейцев?

Если обобщить мысли, высказанные участниками дискуссии, то
получится, что европейцы просто “зажрались”. У них своих проблем осталось
мало, вот они начинают создавать такие проблемы на пустом месте. Была попытка
объяснить различие в ситуациях с правами женщин между нами тем, что
европейцы не жили в СССР, где и женщина, и мужчина назывались одинаково –
советский гражданин, товарищ! Еще одно объяснение различий в отношении
до гендерных вопросов звучал так: просто в Европе женщины непривлекательные, поэтому
они хотя компаниями за гендерное равенство пытаются привлечь к себе внимание.

Однозначного ответа, тем не менее, мы не получили… Да разве
он существует? Дискуссия получилась очень жаркой и эмоциональной, а главное очень
познавательной.

Впереди запланированы еще не одна такая разговор на не менее спорные и
интригующие темы. Например, 28 сентября 2005 на Дорошевича, 4-2 (в. метро
Площадь Я.Коласа, напротив зеленой башни БНТУ
) в 19.30 состоится очередная
дискуссия на тему “Студенты с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Беларуси
– миф либо реальность?” Приходите! Приглашаются все!

Обсуждение закрыто.