Реформа высшего образования в Беларуси и Балоньскі процесс
Горячей новостью последних дней стало обсуждение проекта реформы высшего образования в белорусском парламенте. В различных средствах информации была озвучена большое количество взглядов на проблему. Высказываются министры, ректоры, чиновники. Президент в своем комментарии сказал, что до обсуждения реформы необходимо привлекать минобразования, ректоров, преподавателей, чтобы не получилось так, что “разработчики сделают нормативные акты и установят процесс “под себя”. Почему-то никто не задумывается о том, что об этом думают студенты. В Европе уже давно было признано, что центром высшего образования является студенчество, ведь весь процесс образования направлен на него и ради него. Так почему же в нашей стране никого не интересует, что думают студенты?
Вряд ли комментарии двух неизвестных студентов, приведенные в статье “Советской Белоруссии”, могут дать исчерпывающий ответ на то, что о реформе высшего образования думают студенты. В Европе студенческие организации официально признаются партнерами в образовательном процессе, ведь они обеспечивают отдачу со стороны студентов, помогают найти правильные направления и пути для реформы.
На Беларуси же сейчас создалась ситуация, когда единственная общенациональная студенческая организация, которая является членом Европейского студенческого объединения ESIB – National Unions of Students (признан равноправным партнером в балёньскім процессе на европейском уровне) и, таким образом, имеет возможность непосредственно следить за процессом реформы в Европе является запрещенной в Беларуси. Объединение Белорусских Студентов – студенческая НПО, зарегистрированная в 1992 году, была лишена официальной регистрации в 2001 году через 3 месяца после последних президентских выборов.
Сейчас Задзіночаньне Беларускіх Студэнтаў занимается осуществлением совместного белорусско-нэрвэскага проекта, направленного на распространение информации о Балёньскі процесс (процесс направлен на создание знаменитой адзінаэўрапейскай системы образования), как и про последние тенденции в общеевропейском реформировании высшего образования, а также для формирования определенной студенческой позиции относительно необходимости реформирования высшего образования.
Норвежские студенты, которые весной будут принимать съезд Европейских студентов, а также вместе со своим Минобразования организовывать 4 министерскую встречу в рамках Балёньскага процесса, являются экспертами-тренерами для белорусских студентов. После общего ознакомления с процессом и ходом его осуществления в Норвегии учащиеся белорусских ВУЗОВ обсудили упущения белорусского образования и основания для реформирования. Так как сам процесс включает большое количество направлений, в этот раз студенты выбрали для обсуждения две – система оценки качества высшего образования и учебное окружение. Этим направлением будет посвящен следующий семинар-тренинг.
В наступающем семестре планируются встречи со студентами, которые будут проведены участниками проекта, а также заключительная конференция, результатом которой станут студенческие предложения к реформе высшего образования.
К сожалению, на данный момент студенты могут выражать свое мнение только через полуподпольные семинары и конференции. Тем не менее, Объединение белорусских студентов будет продолжать свою деятельность по распространению информации о тенденциях в высшем образовании за рубежом и работать на пользу присоединения Беларуси к единой Европейской системы, а также озвучивать мнению белорусских студентов.