Реформа образования началась – через пятнадцать лет
Реформа чешская образования может начаться, ведь преодолено последнее препятствие. Віцэпрэм’ер Петр Мареш да міністрыня образования Петра Бузкава нашли компромисс, который дал возможность правительству начать обсуждение закона об образовании. Этот закон должен содействовать переменам, которые приблизили бы чешскую образование своим качеством и методами обучения до развитых западных государств.
До сих пор казалось, что школьное вопрос висит по-за возможностями открытое общественное дискуссии. Разговоров было много, журналисты могли сделать и пару громких заголовков на первые страницы газет, но сама тема никак не шла – дебаты зацикливались на нейстотных деталях.
Левые и правые политики только преподавали свои чувства, но вперед единства имели только в одном – в несогласии с второй стороной из принципов. А реформу образования невозможно начать без поддержки с обеих сторон политического спектра.
Сегодня появился хороший шанс осуществить реформу: в правительстве сейчас представлены величайшие эксперты в образовании, которые только есть у политических партий. Левіцовую позицию отстаивает міністрыня Петра Бузкава, которую поддерживает ее заместитель Ярослав Мюлнэр, бывший профсоюзный деятель и главный автор проекта закона. Правіцовым критиком является віцэпрэм’ер Петр Мареш, который был в прошлом парламента председателем комиссии по образованию.
Мареш очень озабочен тем, не дает закон слишком большие полномочия государству. Он также все время напоминает, что систему образования нужно открыть, чтобы она могла реагировать на спрос граждан и на развитие рынка труда. Недавняя спор двух членов правительства Владимира Шпидлы над проектом закона об образовании была для общественности скорее непонятной – спорили о том, чтобы некоторые параграфы не мешали образовательным инициативам лиц, школ или краев. Марэшу также удалось ограничить некоторые полномочия министерства. Больший вызнам всячески имеет тот факт, что компромисс наконец был достигнут. Мареш допустил, что закон все же сносны, Бузкава же отметила, что критика Мареша была закону на пользу.
Это хорошо и ничего удивительного в том нет. Левые и правые имеют свою рэторыку, но если идет о поддержке образования в обществе, то йіх позиции могут удачно сходится – до этого обычно доходит во всех странах Западной Европы и в Америке.
И в самых конкретных вещах сошлись взгляды Мареша и Бузкавай. Оба согласились, что особую важность имеет проект рамкавых образовательных программ – единственную программу будут иметь начальные школы, но различные каждый тип средних школ. Программы должны определить основные знания, которые должен усвоить каждый ученик или студент. Это позволит сдвинуть старые правила, которые до деталей предписывающих который материал должен в каждой школе изучаться. Каким образом выполнить рамочные требования государства – это уже будет решать каждая школа сама – с учетом уровня своих учеников, местных культурных и экономических особенностей.
Другими словами: наконец нашлась политическая воля, которая просунула основательную замену коммунистических основ на учебные программы, что дают простор к открытой дискуссии и улучшений в каждой школе и каждом классе.
Это должно стать большим сатысфакцыяй для Йиржи Котаска, педагога, чья многолетняя работа стоит за этими программами. Он был вынужден уйти из академической сферы по оккупации 1968 года, по ноябрь 1989 года снова безкампрамісна начал продвигать найнавейшыя достижениях науки педагогическое. Пытался он то за пор правительству Вацлава Клауса – тогда изменения отверг христианский министр Петр Піцьга. Пробовал и во времена сацыялдэмакратычнага министра образования Эдуарда Земана – это уже отрицал либеральные идеи и подчинялся лобби работников школ. Только сегодня идеи Котаска начали осуществляться. Если все получится, то будет это на благо целой страны.
Понятно, что сейчас еще победа не достигнута. Сейчас только начинается собственно реформаторская работа. Рамочные программы и новые школьные учебные планы только начинают вводиться а это не пойдет легко. Решающим будет то, смогут ли к подготовки активно присоединиться неправительственные организации.
Таким образом открывается основной вопрос: каким способом государство будет контролировать качество обучения. Министерство сейчас готовит систему оценки, соответствующую требованиям рамкавых программ. Что в ней будет – то опять же основательно повлияет на всю реформу. До сегодняшнего дня в министерстве поддерживают позицию, которую одобряют и либеральные эксперты: государство должно оценивать только пасьпяховасць учеников в авалодваньні минимума требуемого рамочной программой.
Реформа началась, сейчас речь идет о том, чтобы использовать этот шанс.
Петр Голубь, Чешское радио 6
Подготовил Инфосервис Белорусского центра в Праге-Чешской.