Преподавателей направят на практику в «реальный сектор экономики»
С очередными идеями совершенствования учебного процесса и качества будущих специалистов выступили А.Лукашенко, А.Радьков и А.Косинец: ближе к реального сектора и больше идеологии. Но вопрос в том, как эти предложения согласуются с действительностью.
Заместитель премьер-министра Александр Косинец заявил недавно, что белорусская высшая школа должна быть более ориентированной на реальный сектор экономики.
Александр Лукашенко также не так давно потребовал точно просчитывать на перспективу потребность страны в специалистах.
Лукашенко также отметил необходимость налаживать взаимодействие ВУЗОВ непосредственно с заказчиками. Он дал поручение при подготовке кадров использовать потенциал промышленных предприятийстуденты уже с первых курсов должны практиковаться на конкретных вытворчасьцях.
В свою очередь, Александр Косинец заметил, что сейчас только от 7 до 20 процентов преподавателей крупнейших белорусских ВУЗОВ когда-либо работали в реальном секторе экономики, остальные изучали свой предмет только в теории.
«Поэтому мы ставим цель, чтобы руководители ВУЗОВ прошли специализацию, повышение квалификации, вышли в реальный сектор экономики и посмотрели, что там делается», — сказал заместитель премьер-министра.
По его словам, конкретную профессиональную ориентацию должны получать и студенты. Для этого за годы учебы у них должна быть возможность несколько раз пройти практику по будущей специальности. Кроме того, темы дыплёмных работ нужно избирать таким образом, чтобы в будущем проведенные исследования можно было применить на практике.
Все это, конечно, хорошо и мило, но есть ряд сомнений по поводу всех этих предложений.
Во-первых, если бы студентам практика гарантированно оплачивался, то можно было бы и несколько раз ее пройти. Особенно актуально для платников. А так выглядит как поиск бесплатной рабочей силы для «цветущих» белорусских предприятий.
Во-вторых, если преподаватели попадут в реальный сектор экономики, то очень удивятся, что организовано там все совсем не так, как они читают из лекционных бумажек. Те преподаватели, которые работали или работают на реальных вытворчасьцях, очень редко положительно отзываются о нашей экономике, да и то неубедительно. Некоторые именно поэтому и идут из фирм, организаций и предприятий до студентов – так успокаивается.
Ну а в-третьих, для того в мире и придумали различные степени образования: если человек хочет заниматься теорией и наукой, он идет выше, в ВУЗАХ, а для работы в реальном секторе достаточно и колледжа. У нас же часто кассиры имеют высшее экономическое образование. Например, если студент экономического университета захочет написать диплом на тему антыкрызыснага управления, как он ее использует на практике, если у нас все хорошо и кризов нет?
Хотя, безусловно, сама идея приблизить образовательный процесс к реальности очень сваечасовая. С этим согласны и преподаватели. По словам одного из лекторов БГЭУ, все зависит от того, как эта идея будет реализовываться. А вообще он согласен с такой пастаноўкаў вопроса, потому что из своего опыта знает, что для студентов наиболее интересный примеры из собственного опыта преподавателя. Так легче объяснить материал и удержать внимание аудитории.
На сегодняшний день большинство работодателей отмечает низкую подготовку молодых специалистов в практических вопросов. Поэтому приходится учить выпускников с начала. Есть даже шутка: «Хотите стать профессионалом? Забудьте все, чему вас учили».
Например, крупная аудиторская компания Ernst and Young готова бесплатно проводить для студентов БГЭУ лекции по международным стандартам аўдыта. Ведь подготовка молодых специалистов — очень дорогой и долгий процесс, компании выгоднее ввести в дело потенциальных рабочих когда они еще студенты.
А по мнению министра образования Александра Радькова, мало только руководствоваться потребностями реальными, нужно думать и о внутреннем мире молодого специалиста:
«В системе образования должна формироваться личность с государственной позицией, с высокой культурой, с чувством гордости за свою историю, за свой народ и за свое государство, с чувством уважения к старшим и вообще – до государственного строя. Мы с удовольствием восприняли введение в программы учебных заведений курса основ идеологии белорусского государства. Это формирует личность, воспитывает ее как государственного человека.»
О том, что на самом деле студенты думают о основы идеологии, можно даже и не писать – все ясно. Особенно если после лета не далічваесься друзей, которые, сформировавшийся «государственными людьми», остаются работать в реальном секторе США. А «уважение к истории и народа» хорошо видно в количестве белорусскоязычных студентов и преподавателей, а также в наличии учебников на языке, за которую будущие специалисты, после курса идеологии, должны чувствовать гордость. Ну а «удовольствие» от идеологии действительно есть – за десять минут идеологической информации, которую вынуждена доносить преподаватель штопары, можно обсудить с соседом что угодно, или написать несколько смс.