Минск. Портреты: известные белорусы в работах французского фотохудожника Джефа Баніфасіна
В воздухе Минске переплелось французское и белорусское, а возможный дождь принес легкую прохладу. Открытие выставки портретов известных белорусов фотохудожника из Парижа и вечерние песнопения одного из героев серии «Минск. Портреты» – Дмитрия Войтюшкевича, связаны с впечатлениями от французского вояжа – все это 15 августа.
15 августа состоялось открытие выставки «Минск. Портреты» французского фотохудожника Джефа Баніфасіна. Ему всего 30, но он успел попутешествовать по миру. Например, Джеффа сильно поразило Бурятия, которая полностью изменила его мировоззрение. А потом в французской прессе Баніфасіну попались статьи о беларуси, в которых авторы пытались вызвать сочувствие читателя, и тем самым унижали страну. Джефф почувствовал, что в Беларуси должны быть творческие талантливые люди, которые делают свое дело вопреки всем трудностям. И вот два года назад Джефф Баніфасіна посетил Беларусь – и познакомился с этими людьми. Итогом стала серия из 25 портретов.
Ничего замысловатого – сходил к ним в гости, подловил характер. И вот теперь мы можем увидеть все эти работы: Лявон Вольский, Змитер Войтюшкевич, Михал Анемподистов, Владимир Орлов, Адам Глобус с дочерью Ядзяй, Андрей Дынько и другие выдающиеся лица.
Джефф Баніфасіна рассказал Generation.by о том, как шла работа над портретами:
«В основном мне было важно встретиться с людьми, о которых мне рассказали. И, конечно, мне хотелось, чтобы они были искренними. Поэтому было существенным не только то, что они делают, но и окружение: в местах, где они живут и работают, им было легче раскрыться. Я не могу сказать, что я хорошо знаю этих людей. Но когда между нами возникла определенная искренность, они показали свой характер.»
Это вторая поездка Джеффа в Беларусь. По его признанию, первый раз он «долго не мог въехать, где можно попить кофе либо найти нужную магазин». Но сейчас он чувствует себя комфортно. Тем более, что у Джеффа здесь появились друзья.
Под самый конец пришел Михал Анемподистов. Его настойчиво звали выпить рюмку за откровение, но сначала Михал все же решал подробно ознакомиться с выставкой. И вот, в пустой зале, под звуки рояля, Михал поделился с нами впечатлениями от фотосессии.
Джефф пожаловал к нему в гости, солнышко садилась и надо было ловить момент. Поэтому долго Анемподистова не мучили – снимали на его балконе. Михал рассказал, что лет 10 назад у него была идея сделать серию портретов известных белорусов. Даже уже договорился с рядом фотографов так называемой «минской школы». Но проект так и не превратился в жизнь. Потом ушла из жизни Станюта – она была вдохновительницей и должна была предпринять ряд портретов. Дело действительно была патрэбнаю – за это время не стало стольких знаменитых людей, и уже никогда не будет возможности навсегда перенести личность человека на фотобумагу.
Кстати, Джефф Баніфасіна собирается и в дальнейшем делать портреты белорусов. С нашей беседе возникла, что никакого нового проекта от этой поездки на Беларусь не родилась. Но выставка поедет дальше: заново пройдет во Франции, потом в Великобритании и еще в ряде стран. До Минске «Портреты» увидели посетители парижской галереи «Холодная» — стартовой площадке молодых французских талантов.
Еще один портретный герой, Дмитрий Войтюшкевич, был случайно обнаружен с чашечкой эспрессо и гитарой в «Старом Минске». Немного офтопіку: выглядел Дмитрий просто превосходно, да и в музыкальном плане дал жару. Видимо, даже сам не ожидал, что так хорошо пойдет. Рассказал, как переводов для французов содержание песни «Приди, мой возлюбленный». В адаптированной под французские реалии версии, гит о «сердце, что грохочет и хочется счастья», стал гимном белорусской феминистки, которая борется за свои идеалы и место в жизни. Французам песнь понравилась. В общем, как-то много французов было вечером 15-го в городе Минске: кто на выставку, кто на мини-концерт Войтюшкевича. Кстати, еще один герой портретов Баніфасіна, Николай Халезин, тоже пришел послушать Дмитрия.
Было несколько уже классических шедевров. Например композиция, которую сам Дмитрий обозвал песней «про девочек, которые уже…», короче – «Пани немножко в годах». А так – легкий эротический подтекст (как пить дать, влюбился) и импровизация. Угадай мелодию: «то, что сейчас стоит, когда-нибудь будет висеть»… Отгадка: флаг (правильный). Песнь – «Мирные люди».
Все. Офтопіку конец. Возвращаемся к выставки Джеффа. Дмитрий заверил, что «Джефф – классный парень». Как и в случае с Анемпадыставым, все случилось быстро. Работа очень понравилась Дмитрию. Нам, кстати, тоже. Кажется, что действительно отражает вайцюшкевічаскую ауру. Снимок был сделан в материнской дому Дмитрия, в деревне Березовка, где прошло славное детство кумира женских сердец.
Сама галерея Щемелева, где проходит выставка, находится в живописном районе, просто таки в культурном центре Минска – в Серебрянке, как раз рядом с парикмахерской. Несмотря на сложную судьбу галереи, которая раньше располагалась в самом центре Минска, даже со многими пересадками туда добираются гости. Кроме экспозиции художника, именем которого и названа галерея, там происходят интересные выставки, а также устраиваются музыкальные вечера. Кстати, недавно в галерее появился рояль. Поэтому открытие выставки «Минск. Портреты» прошло в звуках рояля и саксафону, а также сказочная девушка трогательно исполнила французскую песню.
Выставка продлится по 30 августа, работает галерея до 19 вечера, кроме воскресенья и понедельника.
Так что следите за событиями на проспекте Рокоссовского, 49.