Кто поможет бедному студенту?
В Белорусский государственный университет поступает учится очень мало детей крестьян. Возмущение этим фактом на встрече с ректором БГУ Василием Стражевым выразил Александр Лукашенко. Но этот факт лишний раз подтверждает низкий уровень образования в сельских школах, так как их выпускники получают на вступительных экзаменах в БГУ на три балла больше только за свое “негарадзкое” происхождение.
Во время встречи с Василием Стражевым в его новом качестве – ректора Белгосуниверситета – А.Лукашенко подчеркнул, что в этом году на первом курсе этого ВУЗА обучается только 1% студентов из села. Так, на факультете журналистики – 1%, международных отношений – 0,5%, на юридическом – никого. Вместе на бюджетной форме обучения в БГУ на первом курсе обучается 26 студентов из сельской местности – это дало основание А.Лукашенко БГУ назвать “высшим учебным заведением Минске”.
Глава государства поручил в порядке эксперимента подготовить предложения по карэктаваньні правил приема на престижные факультеты БГУ, среди которых – журналистики, международных отношений, экономический.Почему получилось так, что руководство страны не устраивает то, про что оно все время заботилась? Никто не возражает, что было стремление сделать Белорусский государственный университет элитной учебным заведением, на голову выше, чем остальные университеты да академии. Для этого нужна возрастающие требования предъявлять как к учебному процессу, преподавательских кадров, так и абитуриентов. И вот такие требования были предъявлены – и как ответ на них: сократилось число студентов из сельской местности. Они просто не выдержали требований экзаменам, а может – и более высокой психологической нагрузки. И это – несмотря на то, что абитуриенты из сельской местности априори находятся в лучшем положении, чем горожане.
Откроем “Правила приема в Белорусский государственный университет на 2003 год” – их, кстати, можно найти на сайте БГУ http://www.bsu.by . Интересно, между прочим, что две личности, которые их утвердили, сейчас не работают на своих должностях — Ректор Белорусского государственного университета профессор А. Козулин и министр образования Республики Беларусь профессор П. Бригадин. Тридцатый пункт правил утверждает следующее: “Выпускникам сельских учебных заведений, которые обеспечивают получение общего среднего или профессионально-технического образования (на основе базовой школы), которые постоянно проживают в сельских населенных пунктах не менее 2 лет, при поступлении на все специальности и формы обучения дополнительно начисляются 3 балла. Это правило не распространяется на абитуриентов, которые после получения среднего образования занимались в других учебных заведениях, и абитуриентов, которые закончили сельские учебные заведения нового типа (лицеи, гимназии и др.).”Таким образом, когда выпускники сельских школ получают на экзаменах дополнительные три балла и не проходят по конкурсу, остается сделать один из двух выводов: либо их уровень низкий, либо вступительные экзамены проходят нечестно. Но последнее отбросим, несмотря на неоднократные заявления членов Государственной комиссии по контролю за вступительными экзаменами, что все проходило по закону. Значит, начинать нужно не со следствия – малой численности студентов из деревни, а искать причину, или причины. Их может быть несколько, к примеру, низкий уровень знаний, полученных в деревенской школе: ехать преподавать туда учителя не очень хотят, — слабая материально-техническая база, низкая зарплата и т. д.
Второй причиной может быть низкая любопытство деревенских детей к юриспруденции или международных отношений – насильно же их на эти факультеты не потянешь.
Третья – объективно высокий конкурс на престижные специальности – иначе они престижными не были бы. На обучение по прыгаданай А.Лукашенко экономике в прошлом году в БГУ был конкурс 3,7 человека на место, год назад – более 6, на факультет международных отношений – от 4 до 6 в зависимости от специализации, зато на физический – 2 человека на место. Низкая заинтересованность востребованных специальностей со стороны выходцев из деревни – только следствие.
Если руководство БГУ состоянии исправлять только его – а исправлять причину нужно на государственном уровне – то получится только хуже. Кому, как не горожанину, который несколько лет своего молодого возраста отдал на занятия с репетиторами, сотни часов провел в библиотеках, будет обидно, если он не прошел по конкурсу, а вместо него учиться международным отношениям – только для того, чтобы поездить по другим странам – деревенский сверстник?