Как стать госслужащим?
Стать хорошим руководителем не просто. Для этого нужны не
только способности, но и определенные знания, а также опыт. Особенно в том случае,
если речь идет про государственную службу. Как же стать хорошим, квалифицированным
госчиновникам?
Получить диплом профессионального руководителя можно не только на
факультетах управления гуманитарных университетов и академий, но и на
специальных курсах, которые реализуют программы MPA (Masters in Public
Administration). За рубежом, например, они очень популярны. В США сегодня
предлагают более 70 постдыплёмных программ МРА, в Европе — около 40. В
одной только Великобритании их уже более десятка, а через год МРО станут
реализовывать еще в 20-30 университетах.
Что же такое МРО? Это программа, направленная на подготовку высококлассных
глав. Она создана для подготовки и повышения квалификации руководителей
различных уровней — федеральных, региональных и местных органов власти. Можно
сказать, что МРО является для современных чиновников эквивалентом степени МВА со
специализацией работы в госсекторе. Но нужно иметь в виду: МРО назначена
только для тех, кто уже имеет высшее образование (можно и непрофильную). Потому МРО
считается постдыплёмным учебой, причем, как правило, платным.
Но одного институтского дыплёма для прохождения высших
курсов госслужбы мало, нужен еще как минимум 2-3-летний стаж практической
работы в системе управления. И только при этих условиях молодой чиновник может
претендовать на прохождение программы МРА.
Как же готовят будущих госслужащих? Студенты МРА-программ
изучают три основных блока предметов — экономика, право и менеджмент. Кроме
того, они получают базовые знания по психологии, социологии и политологии, а
также по IT-технологиям и иностранной (как правило, английском) языке.
На МРО-курсах проходят такие предметы, как анализ
социальных процессов, теория организации и концепция управления, подготовка и
принятие решений, статистика, политэкономия, стратегическое, городское и
местное планирование, энергетическое и окружающую среду, транспортные
коммуникации, образование, охрана здоровья и медицинское обслуживание населения,
организация паркингов, ремонт и восстановление зданий, охрана правопорядка и др.
При этом теории посвящено не более 40% учебного
времени, а все остальное — это тренинги и практикумы.
Для поступления на программу МРА в иностранном ВУЗЕ требуется:
— заполнить специальную форму (Application Form), — написать тематическое эссе о
себя (на английском языке, 400 слов) с указанием цели изучения программы МРА,
— представить несколько рэкамэндацыйных листов, один из которых — обязательно от
руководство с места работы (с засьведчаным переводом на английский язык), —
представить сертификат TOEFL (Test of English as a Foreign Language), —
показать диплом о высшем образовании (со степенью не ниже бакаляўра), а
также документ Transcript of grades, — пройти тест GRE (Graduate Record
Examination); он нужен для подтверждения степени бакаляўра — GRE проверяет
уровень знаний претендента по математике, аналитике и английскому языку, —
пройти тест GMAT (General Management Admission Examination) для проверки
управленческих навыков; максимально возможное количество баллов на GMAT — 800,
для поступления необходимо набрать не менее 600. МРО-программы имеют разные
названия и специализации: магистр госполитики, магистр управления в сфере
некоммерческих организациях, магистр администрирования в правительственных учреждениях (правительственный
чиновник), магистр экономики управления (стратегический аналитик). Они включают
в себя различные спэцкурсы и имеют разное время приготовления — от нескольких недель до
нескольких месяцев. Но результат у них, как правило, один: повышение уровня
подготовки управленческих кадров.