«Economist»: лучшая система высшего образования в США
По данным британского журнала «Economist», Соединенные Штаты Америки имеют наилучшую в мире систему высшего образования. Причины эффективности этой системы не просто в хорошей организации и большом финансировании, но и в том, что в Америке существует своеобразный культ просвещения…
Среди основных критериев качества высших учебных заведений Институт Высшего Образования Шанхайского университета называет такие объективные факторы, как количество лауреатов Нобелевских премий и статей в научных журналах. Из числа 20 лучших в мире университетов 17 находятся в США, а из числа 50-ти — 35-американские училища. В американских университетах работают 70% всех лауреатов Нобелевских премий. Они являются авторами 30% всех научных публикаций в мире. Треть выпускников средних школ в США продолжают учебу в колледжах и университетах. В Америке 50% студентов в возрасте 25-ти и больше лет.
В чем причина этого успеха? По мнению «Economist», одна из причин — это заможнасьць страны. Америка тратит ежегодно на одного студента 22 тысячи долларов — вдвое больше, чем другие развитые страны. Выпускники университетов и различные філянтропы традиционно финансируют свои университеты.
Американцы всегда придавали образованию огромное значение. Выходцы из Европы основали Гарвардзкі университет уже в 1636 году, через 20 лет после прибытия в Америку.
Еще одна причина успеха — хорошая организация. Федеральное правительство играет небольшую роль в системе образования. В США ученые не занимают государственных должностей, как это практикуется в Германии и во Франции. Зато университеты имеют широкий круг жертвователей, фамилиями которых названы некоторые университеты, например, Университет Джона Гопкинса, Эзры Корнелла либо Джона Ракфэлера. В прошлом году пожертвования частных доноров составили более 24 миллиардов долларов.
Ограниченная роль государства в системе высшего образования не означает ее полной равнодушия. В соответствии с законом 1862 года, университетах получают от государства земельные наделы. Раздельные штаты поддерживают несостоятельны колледже. Федеральное правительство тратит ежегодно миллиарды долларов на научные исследования. По закону 1946 года, благодаря системе стипендий, бедность не является препятствием в получении высшего образования. 20% студентов происходят из семей, живущих ниже черты бедности.
Американскую систему образования характеризует жесткое, безостановочное соревнование. Университетах соревнуются во всем: от науки до спорта. Профессора соревнуются за научные гранты, а студенты за лучшие отметки. Никто не может себе позволить ограничиться тем, чего достиг.
Еще одна причины успеха в том, что наука в Америке тесно связана с практической жизнью. Наука должна быть практическая, связанная с производством, должна приносить пользу в виде конкретных изобретений. Ежегодно американские университеты зарабатывают более миллиарда долларов на различных патентах. Философ Бертран Расэль был удивлен тем, что в Америке любой фермер требует научного вытлумачэньня, почему у него, например, плохо растет брюква. По мнению одного американского историка, уже в ХІХ веке “просвещение стало для американцев своеобразной религией”.
//Константин Бондарук, Радио Свобода