Де-жа-вю
Болгарские университеты в отчаянии требуют реформ. По 17 годах независимости они все еще несут на себе отпечатки коммунистического прошлого.
«Это было ужасно! Самый престижный университет страны, а в компьютерном лабе – 20 компьютеров разных возрастов и конфигураций, поломанные столы, облупившаяся оштукатуривания, профессура, которая разговаривала только теорией и никогда не стоила практики», – вспоминает Асэн Цонаў, который получил свой первый опыт болгарской
образования в марте, записавшись на курс Интернет-технологий в Сафіійскім университете.
Сп. Цонаў, который сейчас работает в посольстве Японии в Болгарии, получил диплом мастера в Лондонском City College.
Больше всего, по его словам, его поразила ремарка профессора, который преподавал электронная торговля:
«Вы приобретаете через Интернет? Я лично нет, ибо я достаточно плохо устраиваю с компьютерами, но Вы должны, ведь будущее за электронной торговлей».
Такие вещи – не диво в Болгарии. Ивайло Васільлеў, который окончил Софийский университет с дипломом по экономике, говорит:
«Профессура отсутствовала на трети лекций. Ни один из них даже и не старался запомнить имена студентов. Учебники, что нам выдали, были напечатаны десять лет назад. Ни один из профессоров не старался выйти за пределы теории и привести что-то из реальной жизни. На восемьдесят процентов лекции представляли собой простые диктанты. Самое ценное, что я изучил за эти годы – это то, что если я не проявлю собственное инициативе, ни один из профессоров не даст мне опыта из реальной жизни».
Помимо спсп. Цонава да Васільлева много преподавателей, студентов, работодателей уверены, что болгарская система образования находится в глубоком кризисе. Предложенная министерством образования реформа может быть первым шагом на пути к новой жизни.
Welcome to the real world!
Очень трудно сравнивать болгарские университеты – в стране отсутствует статистика по занятости и зарплатам выпускников ВУЗОВ. Но точно одно: ни один из болгарских университетов не есть присутствующим в списке 500 лучших ВУЗОВ мира, составленном Институтом высшего образования шангайскага университета Джи Тонн.
Общая жалоба всех работодателей – то, что даже выпускники самых престижных ВУЗОВ страны, которые имеют несколько степеней в различных дзядзінах, вымогают on-the-job образования к их специальности.
«Некомпетентность молодежи, что выпускается из ВУЗОВ – я имею в виду рабочую некомпетентность – подмывает фундамент экономического бума в стране», – заявил Иво Прокопьев, президент болгарской конфедерации работодателей и промышленников.
«Большей части выпускников болгарских ВУЗОВ, что приходит работать к нам, не хватает знаний, и мы должны их рэадукоўваць. Представьте себе мярыла этакого марнаваньню ресурсов», – говорит Саша Бэзуханва, менеджер НР Болгария и глава управления кадров.
По данным ЮНЕСКО, в 1999 году в зарубежных университетах обучалось 10024 молодых баўгарчукоў. Сейчас их стало 54000.
В чем же причина занядбанасьці болгарских университетов?
Те, кто работает в системе образования, обычно называют недостаток государственного финансирования. В каждом году правительство Болгарии выделяет деньги университетом в соответствии с количеством студентов, которые обучались в прошлом году. В 2006 году общее финансирование 53 университетов страны составляла 131 миллион евро. Количество студентов в системе на то время составляла 260000 человек, или 3.4% населения.
Болгария тратит 0,8 процента СУП (общего внутреннего продукта) на образовательные цели. Средний показатель по ЕС – 1,2 процента, 2,3 процента в Канаде, 2,6 – в Соединенных Штатах. Ежегодно на студента израсходуется 1100 евро, в сравнении с €8600 в других странах ЕС и €20000 в США.
Однако большая часть работодателей и экономистов уверена, что к упадку спрычыняецца не только нехватка денег, но и то, каким образом они распределяются между университетами. Мол, централизованное определение, сколько получит каждый университет, установление платы за образование также государством уничтожают конкуренцию между ВУЗАМИ.
«Университетам нужна финансовая автономия», – говорит Гэоргы Ангэлаў, экономист Открытого Института в Софии. – «Они сами должны нести ответственность за свои расходы да убытки, а не жаловаться государству, мол, одолжите нам на отопление лабаў. Они должны вкладывать в прафэсуру, которая знает, что преподает, в новый снаряжение для лабораторий, в новые расклады, приглашения иностранных специалистов. Лучшие заработают деньги, а плохие просто исчезнут».
Solution found?
Начиная с 1996 года Закон об образовании был поправленный более 20 раз. В результате сейчас в нем отсутствующая четкая общее видение развития.
За 17 лет независимости ни одно правительство не повысил расходы на образование, аргументируя это тем, что незачем вкладываться в пустую рудокопный колодезь.
Даниэль Валчаў, министр образования, неоднократно призывал к реформам. Этим мартом он предложений свое видение.
Сп. Валчаў говорит, что все пункты его предложения можно оговаривать, но на одном он стоит жестко: «Высшее образование требует кардинальных изменений в принципах финансирования». По его словам, университетам нужно дополнительное финансирование, но оно должно придти не от государства, а от студентов (в виде платы за образование) и от новых проектов университетов.
На данный момент размер платы за обучение определяется министерством образования. Для экономистов он равен 100 евро на год, для юриста – 125 евро. Предложение сп. Валчава заключается в том, чтобы университеты. самый определяли размер платы за обучение в пределах реальных затрат на обучение одного студента университетом. На данный момент, согласно статистике МА, они составляют от 500 до 4000 евро ежегодно.
Введение платы за обучение (высшей за ту номинальную, что сейчас выплачивают студенты) вызвало волнения в некоторых Европейских странах. Протесты вспыхнули в том числе и в Словакии и России; опросы показывают оппозицию большинства чехов возможным новаўвядзеньням. Однако в Болгарии план сп. Валчава пока что не спровоцировал протестов. Может потому, что он находится в стадии черновика и еще не выносился на обсуждение парламента.
Сп. Ангелов, экономист, считает, что действительно взвешенная система будет установлена рынком образовательных услуг, как только университетом дадут автономию в этих вопросах. Кроме того, он предлагает, чтобы субсидии для студентов выплачивались напрямую – не институтам, а самой молодежи.
Критики полагают, что современная система провоцирует стагнацию: количество студентов остается на том же уровне, ведь субсидии расходуются постфактум на основании количества студентов в прошлом году, тем самым не давая возможности ВУЗА расширять круг учащихся. Учитывая рост населения, даже при сохранении безкаштоўнасьці (уже не взирая на качество образования) будут существовать «выброшены» из процесса. Таким образом, существует выбор: или часть не пойдет в университет из-за отсутствия мест, а уровень образования останется «ниже плінтусу», или не пойдет из-за отсутствия денег. Зато для остальных, в любом случае, будет гарантирована качество. Естественно, с течением времени.
Ректор Софийского университета назвал предложение г-на. Валчава «лучшим, что случалось в болгарской образования от начала 90-х».
Теперь свое слово должен сказать парламент.
По Переходы Online: Fixing a (Black) Hole