Что лучше: белорусский юрфак или американская юридическая школа?
Предлагаем вашему вниманию статью Евгения Вайткевича (на фото), выпускника Белорусского Института Правоведения, который сейчас учится в юридической школе Seton Hall США. Евгений рассказывает про процесс обучения в американской юридической ВУЗА и выражает свои мысли о том, как американская юридическая школа отличается от белорусской.
Квалифицированный юрист – основной строитель гражданского общества и правового государства. Американский юрист, по мнению ряда специалистов, — основной строитель интеграции общества мира и мировой глобализации.
В последние годы одной из самых привлекательных специальностей для белорусского абитуриента является юридическая профессия. В развитых странах, в том числе в США, профессия юриста уже давно является самой престижной и популярной.
В чем тогда отличие процесса подготовки юристов в Беларуси и США? Чем отличаются будни студента нашего юрфака и их юридическое школы?
Целью данного материала является освещение наиболее ярких особенностей американской юридической школы, которые показались интересными выпускнику белорусской юридической ВУЗА за первые полгода своего обучения в качестве студента юридической школы Seton Hall американского штата Нью-Джерси. Помимо этого, белорусские студенты, которые хоть раз задумывались о получении юридической образование за границей, найдут данная статья познавательным.
Как пробиться в американские юристы?
Стоит отметить, что речь пойдет о полноценной юридической программе США, которая называется Juris Doctor (J. D.) и занимает 3-4 года обучения, является своеобразным аналогом нашего юрфака. Эту программу следует отличать от курса LL.M – одногодичной программы, которая позволяет иностранным юристам познакомиться с основами американского права, но не является полноценным юридическим образованием.
Обучение в Юридической школе США (далее – ЮШ) – занятие не из дешевых. Диапазон годовой оплаты в 190 официально аккредитованных ЮШ колеблется от 8 до 37 тыс. долларов в год. В силу целого ряда причин, найти какой-то грант или стипендию для оплаты обучения в ЮШ – дело не простое. Подавляющее большинство студентов решает проблему с помощью льготных банковских кредитов, которые можно возвращать в течение 10-20 лет после окончания обучения. Немного сложнее взять кредит иностранным студентам, но и такая возможность существует.
Для получения права поступать в ЮШ рядовой американец должен закончить обычную среднюю школу, а также так называемый 4-летний колледж по любой специальности (получить степень бакаляўра). Таким образом, все удобства того, что у нас считается “студенческими годами”, американцы чувствуют еще до поступления в ЮШ, подходя к своего первого настоящего урока права в более зрелом возрасте и состоянии духа. Минимальным требованием для белорусов и россиян, которые желают поступить в американскую ЮШ, является наличие высшего образования, причем не важно, юридического или нет: подойдет диплом об окончании практически любого белорусского или российского ВУЗА. Существует специальная процедура “оценки” дыплёма белорусского ВУЗА по шкале американских образовательных стандартов, которая занимает несколько месяцев.
Еще одним унівэрсальным требованием для поступающих в ЮШ является прохождение единого вступительного теста, которые называется LSAT. Никакими специальными юридическими знаниями для сдачи теста обладать не требуется; его цель – оценка тех качеств абитуриента, которые понадобятся будущему юристу: способность анализировать информацию, умение быстро принимать нужное решение и работать под давлением фактора времени. Стоит ли говорить, что при жесткой конкуренции среди абитуриентов знание английского языка должно быть очень хорошим? Централизованное тестирование проводится 4 раза в год в специальных центрах, разбросанных по всему миру. Его результаты можно рассылать на рассмотрение хотя во все 190 ЮШ, но при этом каждая школа берет с абитуриента примерно 50 долларов, которые не подлежат возвращению при отказе в приеме. Помимо данного теста некоторые ЮШ высунаюць специальные требования для иностранных абитуриентов – прохождение теста TOEFL, который, впрочем, на порядок легче, чем LSAT.
Нежартаўлівы кодекс чести
С первых шагов в ЮШ понимаешь, что попал в совершенно другой, взрослый мир, в котором нужно нести ответственность за все, что ты делаешь. Все студенты обязаны подписать так называемый “Кодекс чести”. За нарушение многих положений данного документа идет почти автоматическое исключение из школы. Например, если тебя застукали за сьпісваньнем на экзамене либо полиция задержала тебя пьяным за рулем – быть непрыемнасьцям. Причем одним отчислением дело не ограничивается: подобное нарушение может поставить жирный крест на дальнейшей юридической карьеры.
Кроме того, студентам-першакурсьнікам предлагается подписать декларацию, в которой они должны заявить о любых предыдущих проблемах с законом, будь то ДТВ 5-летней давности, либо штраф за расьпіцьцё спиртных напитков в общественном месте. Главная цель декларирования – проверка будущих адвокатов на честность. Ходят страшные и правдивые истории о том, как, например, один студент с успехом закончил ЮШ, но не был допущен к сдаче экзамена на адвокатскую лицензию, потому, что на первом курсе ЮШ он спрятал, что в далеком прошлом был задержан полицией за кражу какой-то мелочи. Причем все могло быть просто иначе, если бы в начале обучения он честно признался в этом инциденте. Как видите, американские адвокаты очень серьезно борются за чистоту своих рядов.
Учебный процесс: тяжело в учении – тяжело в драке
Американская ЮШ отличительная своими калясальнымі нагрузками. Как известно, судебный прецедент – это источник права англо-американской правовой системы, отсюда очевидно, что главным долгом американского студента-юриста является чтение и осмысление тематических подборок судебных дел прошлых лет. Бывает, студент вынужден самостоятельно прорабатывать 50-100 страниц сложного юридического текста за вечер. Когда автор этой статьи был студентом белорусского юридического ВУЗА он не считался лентяем и добросовестно готовился к занятиям, но, тем не менее, за первый семестр обучения в ЮШ ему пришлось прочитать больше, чем за год-полтора обучения в Беларуси.
Все предметы в ЮШ разделяются на обязательные и предметы на выбор. В первый год обучения студент изучает обязательные предметы, такие как “Гражданский кодекс”, “Контракты”, “Обязательства из причинения вреда” и т..п. В последующие годы студент может самостоятельно выбирать предметы из широкого списка курсов. При этом, не существует очень определенной специализации – ежегодно можно самому выбирать любые комбинации правовых курсов. Отдельно среди обязательных предметов стоит дисциплина “Правовое письмо/писание и поиск правовой информации”, которой выделяется повышенное внимание.
Одной из наиболее ярких особенностей американской ЮШ является специфика проведения занятий в самой школе. Здесь нет такого падзяленьня занятий на лекции и семинары. Львиную часть материала студент готовит самостоятельно, а в школе ведется коллективное обсуждение изученного. Такое обсуждение называется методом Сократа, смысл которого в том, что основными действующими лицами являются студенты, а профессор одно только направляет обсуждение в нужное русло. Профессора, как правило, не любят отвечать на прямые вопросы студентов на занятиях: такие вопросы либо перенаправляются другим студентом, либо тот студент, задающий вопрос должен сам на него и ответить. Кстати, чтобы стать профессором (читай: преподавателем) в ЮШ нужно быть лучшим из лучших в юридической науке.
При подготовке домашнего задания недостаточно правильно определить в тексте судебного дела нужны правовые нормы, изучить их и воссоздать на занятиях в ЮШ. Нужно быть готовым правильно применить подходящее правило к прапаноўваемай профессором гипотетической подборке фактов, а также объяснить свой выбор. США – федеративное государство, и, бывает, к одной и той же фактической ситуации существует несколько диаметрально противоположных юридических подходов, которые студент должен правильно применять. Пожалуй, наиболее студента-первокурсника выводит из равновесия та обстоятельство, что на большинство ответов не существует однозначно точного ответа, и в зависимости от мало заметного изменения фактов или наличия общественного интереса (public policy), результат юридической задачи может быть другим.
В некоторых ЮШ использование студентами ноутбуку для ведения канспэкта уже является обязательным. Профессор беседует со студентами в одинаково быстром темпе, поэтому нужно быть чрезвычайно внимательным и уметь быстро канспэктаваць необходимые тезисы. В любой момент профессор может задать вам вопрос или попросить выразить свое отношение к сказанному предыдущим оратором, поэтому нет никакой возможности прыснуць на последнем ряду. По этой самой причине нежелательно появляться на занятиях неподготовленным. Например, у одного из знакомых автору профессоров есть такое правило: если студент не готов, то он должен назвать другого студента, который будет отвечать на этот самый вопрос. Пара таких проколов – и репутация балбеса у вас в кармане! Несмотря на то, что на двухчасовом занятии обычно присутствует более 100 человек, скучать особо не приходится никому.
Американский студент-юрист буквально завален возможностями участия в различных факультативных мероприятиях. Членство в Американской Ассоциации Адвокатов, интересные встречи с действующими судьями и юристами, участие в работе правовых изданий и адвокатских соревнованиях между школами – это только небольшая часть возможностей реализовать себя в ЮШ, свыше получения “сухого” диплома.
Экзамены – всему голова
Экзамены – универсальный возбудитель головной боли студентов всего мира. Однако, экзамены в американской школе ЮШ имеют свои интересные особенности.
Во-первых, экзамены проходят в письменной форме и являются анонимными: каждый студент накануне экзамена получает свой уникальный номер, которым он идентифицирует свою работу. Таким образом, профессор, который проверяет экзаменационные работы, не знает, чью именно работу он проверяет, что частично позволяет избежать перадузятасьці.
Во-вторых, оценка полученная на экзамене является единственной оценкой студента за весь пройденный курс, т.бы. никакой, даже самый активный, участие в занятиях в течение семестра на нее не влияет. Тем не менее, такое участие невероятно нужен, потому что он заметно зьлягчае освоение материала и помогает студенту выработать навык ведение судебных дел.
Типичный экзамен проходит следующим образом. Каждый студент получает несколько страниц с хаотичным набором фактов, от которых, с непривычки, голова идет кругом. Используя полученные в течение семестра знания, студент должен за три часа определить максимально возможное количество спорных юридических ситуаций (issues), которые могут возникнуть на основе представленных фактов. Фактический рисунок подобран таким чаном, что 100%-во правильных ответов просто не существует. Студент должен определить сильные и слабые стороны потенциальной споры. Типичный экзамэнацыйны инструктаж профессора звучит так: “Господа студенты, мне совсем не интересно, которому стороне вы аддасьце преимущество в потенциальной споре. Я хочу видеть процесс вашего мышления, который привел вас к тому или иному выводу”.
Еще одним радикальным отличием ЮШ от белорусского юрфака является система выставления оценок. Студенты ЮШ напрямую конкурируют друг с другом. Исключена ситуация, когда все студенты сдают экзамен на “хорошо” и “отлично”. Профессор, который проверяет экзаменационные работы имеет инструкцию: средний балл всего класса должен быть, скажем, 3.0 (шкала в 4 балла). Т.бы. если одна работа отмечена баллом 3.1, значит кто-то гарантированно получит балл ниже 3.0 и т. п. По результатам всех испытаний составляется “рейтинг студентов курса”; войти в первые 20% невероятно престижно и выгодно для последующего трудоустройства. Такая система превращает некоторых студентов в волков, которые ненавидят сокурсников, но большинство студентов, все же, относятся друг к другу доброжелательно и приходят на помощь в трудную минуту.
Напоследок хочется отметить, что учиться в иностранной ЮШ чрезвычайно сложно. Однако, при наличии желания и стремления достичь поставленной цели. Нашему человеку вполне по силам конкурировать с лучшими американскими студентами-юристами, даже в условиях, когда “игра” проходит на “их поле” и правила написаны на чужом языке. Автор убежден, что белорусские юристы, которые прошли дополнительную подготовку в зарубежных юридических школах сделают немалый вклад в дело интеграции Беларуси в мировое общество. Интеграции на равноправной основе.
Евгений Войткевич
Перевод с русского языка: Сержук Семенюк
Справка об авторе статьи:
- Евгений Войткевич, 28 лет
- В 1998 году окончил Белорусский Институт Правоведения
- На протяжении 3-х лет работал в Национальном центре правовой информации Беларуси, а также в Национальной экономической газете
- В 1998-2001 гг. был участником белорусской группы Без Билета
- В 2002 году временно переехал в США, где в 2005 году, после тяжелой 3-летней подготовки, был принят в юридическую школу Seton Hall штата Нью-Джерси
- 2 недели назад закончил первый семестр в этой юридической учебном заведении