“Быть Гарольдом Пинтером” — быть собой
Театр. Если от этого слова в голове возникает только образ шумной Купалинки или звуки Лебединого озера или встают вопросы “что одеть и как прорваться в буфет”, если для вас театр – последнее место, куда можно пойти на выходные – значит, вы не знакомы со “Свободным Театром”. Очень символично, что именно седьмого ноября “Свободный Театр” пригласил на премьеру спектакля “Быть Гарольдом Пинтером”.
“Свободный Театр” полностью соответствует своему названию. Тесный круг зрителей – которых больше хочется назвать друзьями – отчасти расположилась прямо на полу, среди присутствующих были даже дети. Но главное – свобода на сцене, если то можно назвать сценой. Свобода – в действиях и словах, в вопросах и ответах, в средствах самовыражения. Здесь есть и ненормативная лексика, и голые люди, и резкие звуки, здесь иногда нет света. То, что происходит на твоих глазах, то, что ты слышишь – шокирует, задевает, держит и не отпускает.
На протяжении всего спектакля не покидало чувство, будто кто-то заглядывает прямо тебе в глаза. Во первых, на присутствующих смотрели большие глаза Гарольда Пинтера. И, казалось, что-то спрашивали, что-то говорили – короче, искали.
Во-вторых – в глаза смотрели сами актеры. И здесь, видимо, проявляется неповторимости “Свободного Театра” – то, что происходит перед тобой, происходит для тебя и с твоим участием.
Правда… Что это есть и где ее искать. Мы смотримся в зеркало и видим там не действительность, а всего лишь отпечатки данного момента. Тот, кто покажет правду – разобьет стекло и из-за залюстэр’я донесет нам. Поэтому, видимо, вопросом правды и начинается, и заканчивается спектакль.
Как рождается произведение? Как появляются герои? Все начинается с вопроса. Даже из самого простого, нелягічнага – например, “где ножницы?” А кто спрашивает, кого спрашивают, зачем? Являются герои. А, В, С… А потом – они оживают, у них уже есть имена, цвет глаз, они становятся частью автора, спорят с ним, делают ему больно, иногда сами управляют автором, границы сьціраюцца…
Что такое политическое произведение? Что есть автор – гений, который живет в себе, оторвана от общества и событий в нем, и творит для себя или абстрактных людей? Или это человек, что создает конкретно для тебя и меня? Человек, у которого есть совесть и гражданская позиция? Сегодня невозможно жить вне политического контекста. Настоящий автор — объективный, ему нужна только правда. А то – опасно. Каждый желает видеть в зеркале себя.
Интересно отметить, что самого Гарольда Пинтера можно без колебаний назвать общественно-ответственным автором. Он передал все права на бесплатное использование своих пьес “Свободному Театру”. Господин Пинтер слышал и про условия, в которых находится искусство, и про сам “Свободный Театр”, и о ситуации в Беларуси. И более того, только состояние здоровья помешало драматургу присутствовать на премьере спектакля по его произведениям, два из которых – пьесы “Прах к праху” и “Новый мировой образ” – были переведены умышленно для спектакля. Но все-таки весной Гарольда Пинтера ждем в Минске.
Кроме пьес Пинтера использован его Нобелевская речь и письма белорусских политзаключенных.
Политического заключенного – в Багдаде, в Беларуси, в любой стране мира – обнажают, лишают его человеческого достоинства, из него стараются сделать скот. Нет одежды, нет прав, нет якобы кожи – и можно бить по обнаженных нервах. Детки, любимые, родные. Даже – язык. По живому будут выжигать из человека его Я.
Любовь… Любить человека, который хотел тебя убить. Пожертвовать собой ради спасения любимого. Почему люди любят? Или можно ответить? Может потому, что слушают одни и те же песни?..
Я не ставила цели точно передать, о чем спектакль “Быть Гарольдом Пінтарам”. Вряд ли кто-то понял до конца, что это такое было. Главное – чтобы на следующей встрече друзей “Свободного Театра” были ВЫ – те, кто это прочитал.
- Режиссер-постановщик – Владимир Щербань. Актеры: Алексей, Размахав В Руке, Павлинов Родак-Городницкий, Яна Русакевич, Олег Сидорчик, Анна Соломянская, Денис Тарасенко, Марина Юревич. Помощники режиссера: Мария Вавохіна, Светлана Сугако, Ирина Ярошевич. Продюсеры: Наталья Коляда, Николай Халезин.
- Использованы пьесы Гарольда Пинтера “Горская язык”, “Перед дорогой”, “Новый мировой образ”, “Прах к праху”.