Британские дипломы обесцениваются
Какой смысл в высшем образовании, когда твои коллеги, которые закончили колледж, получают такую же зарплату. Но такие проблемы характерны не только для Великобритании, но и для Беларуси. Вопрос в эффективности их решения и размеры той самой зарплаты.
Все мы знаем про качество британской образования. ВУЗЫ Великобритании держатся на высших ступенях рейтингов лучших учебных заведений мира.
Но в последнее время политика повышения количества специалистов с высшим образованием до 50% (сейчас 43) вызывает критику. Дело в том, что британские дипломы по ряду специальностей обесцениваются.
Это значит, что те, кто инвестировал в свое будущее, не получают нужного возвращения средств. Особенно это касается выпускников художественных и гуманитарных ВУЗОВ: их зарплаты мало отличаются от зарплат коллег без диплома о высшем образовании.
Поэтому Институт образования, который вникает в проблему, предлагает не только не увеличивать число студентов ВУЗА, а еще и поднять плату за образование, но делать это избирательно.
Все просто: чем больше будет получать выпускник, тем выше должны стоить предметы по его специальности. Сейчас в Великобритании максимально разрешенный счет образования – 3 тысячи фунтов за год. Исследовательские университеты настаивают на 6 тысячах.
Хотя это и не касается всей британской образования. С дипломом по точным наукам или бугальтарскаму учете по-прежнему можно получить существенный заработок. А вот выпускники гуманитарных специальностей, таких, как история, искусство, французская или английская литература, имеют самые низкие заработки. Бухгалтера получают на 40% больше, чем за них.
Согласно предыдущим дасьледваньням, выпускники ВУЗОВ получат в период с 21 до 60 лет на 160 тысяч фунтов больше, чем те, кто окончил колледж. Самый высокий приложение в медицине – плюс 340 315 фунтов за диплом о высшем образовании.
Инженеры за диплом получат дополнительные 243 730 фунтов. А географы и историки только 51 549 фунтов, и то, если повезет.
Согласно этим же самым подсчетом, средний уровень процента на инвестиции в образование держится на уровне 13,2 в год.
Также оппоненты критиков текущей ситуации напоминают и о нефинансовые блага и такую важную вещь, как удовольствие от работы.
Это все в Великобритании. У нас на государственном уровне возвращение «инвестиций в будущее» никто не подсчитывает. Да и абитуриенты, кажется, на первое место ставят не финансовые факторы. А предпочтение отдают не удовлетворению от работы, а престижа профессии.
Такая же самая проблема стоит и у нас. Только никто не озабочен ее решением. Да и масштабы разные. Точно положение учителя истории в Великобритании будет лучшим сравнительно такого же специалиста в Беларуси.
К сожалению, просчитать возврат инвестиций в образование невозможно, ведь часто будущие зарплаты зависят не от качества полученного образования, а от связей.
Но, например, кондуктор в автобусе получает 700 тысяч на месяц, и ему не то что высшее, среднее образование не нужно, а молодой преподаватель университета может рассчитывать приблизительно на тысяч 400, да еще уволят на лето, чтобы не платить отпускные.