Бастуючыя студенты — репортаж из Франции
Разговор об реалии французских студенческих забастовок в прошлую весну, а также о том, как протестующие студенты начинают сессию сейчас. Разговор с французской студенткой из Тулузы.
Это было мое второе путешествие во Францию, и так получилось, что опять по моем приезде средства информации рассказывают о массовые акции протеста в этой стране. К сожалению, во второй раз, хотя я была так близко к захватывающего зрелища и сильно хотелось сделать рэпартажык из «горячей точки», я опять ничего не увидела. Эту печальную событии для себя объясняю тем, что просто Париж очень большой, как и сама Франция, поэтому там одновременно может происходить восстание студентов в одном месте и спокойная жизнь туристов в другом.
Компенсировать отсутствие «горячего» репортажа решила беседой с французскими студентами о протестные будни прошлой весны.
Моя собеседница – Дорота Ліхміра, студентка второго курса университета Тулузы (l’universite de Toulouse II le Mirail), которая изучает иностранные языки. Дорота также является членом «Комитета против блокады университетов» (Comite de deblockage).
Первый вопрос, который меня давно интересовало – что делали студенты, которые не были “на баррикадах”, как это было? Дорота рассказывает про себя и своих друзей:
Дорота: «Мы просто все пошли на каникулы. Когда университет закрыт 2-3 недели, то никто не против, ведь это как обычные каникулы. Поэтому ты просто отдыхаешь, читаешь книги и… просто ждешь, когда занятия снова начнутся. Но уже через несколько недель мне было уже не так интересно. И так действительно много людей чувствовала, ведь положение не очень хорошее на самом деле. Все время нужно только ждать. Нельзя уехать из города к родителям, либо пойти на работу, ведь в любой момент университет может открыться вновь, и ты не знаешь, когда этот момент наступит. К тому же человек просто отвыкает учиться, через месяц было трудно заставить себя взять в руки книжку и учиться самой«.
А сколько времени твой университет был закрыт?
Дорота: «Мой университет был блокирован в течение двух месяцев и нескольких недель. Но вначале, перед тем, как студенты полностью заняли здания и стали там жить, было временное блокирование, если акции протеста происходили только по вторникам и четвергам«.
В интернете проходила информация, что через несколько недель забастовок против CPE другие студенты стали бастовать против самих протестующих студентов. Я так понимаю, что ты скорее относишь себя к этой группе?
Дорота: «Очень важно не путать вещи. Во Франции были как студенты, которые против закона CPE, так и те, что его поддерживали. “Комитет против блокады университетов”, в который я вхожу, объединяет и тех, и других. Ведь поддержка или противостояние закона определила бы политическую ангажированность нашего комитета, а мы подчеркиваем свою аполитичность. Мы просто выступили против оккупации и зачыненьня университетов. Это не значит, что комитет против социалистической молодежи, что инициировала протесты.»
А как он образовывался этот комитет и как он функционирует?
Дорота: «Комитет был создан примерно через три недели после блокирования студентами университета, когда уже не происходило занятий. Это произошло довольно спонтанно, просто один парень решил создать в интернете форум, чтобы люди могли там обсуждать ситуацию, а потом все больше людей стало участвовать в обсуждениях. Сейчас зарегистрировано более 400 участников комитета. Очень быстро к нему стали присоединяться люди не только из нашего университета, но и из других городов”. Комитет против блокирования имеет интересную структуру. Абьядноўваючы сейчас больше 400 человек, они не избирают менее количественное руководство, которое бы принимала решения. Решения принимаются всеми сразу. Лидеры комитета выделяются только на основе их активности при абмеракаваньнях.»
А что теперь у французских студентов? В Беларуси в данный момент самый разгар экзаменационной сессии…
Дорота:«Занятия в моем университете были восстановлен только 9 мая. Сессия должна была начаться уже с 15 мая, но из-за протестов ее отодвинули на июнь. 12 июня начнутся экзамены. На самом деле, такое перемещение очень существенное. Моя знакомая уже приобрела себе была билеты, чтобы ехать в Англию и зарабатывать на оплату обучения в следующем году… А сейчас получается какой-то заколдованный круг – она не может поехать работать, чтобы платить за образование, потому что вынуждена сдавать экзамены на месяц позже.»
Интересно также, что люди, которые занимали здания университета сейчас собираются требовать от руководство того, чтобы все студенты получили на экзаменах от 15 до 20 баллов (20 баллов – максимальное количество во Франции), потому что были протесты. Сама Дорота скептически относится к этой инициативе бастующих.
Дорота: «Мне бы хотелось, естественно, иметь высокий балл на экзаменах, но я думаю, что достичь это через протесты будет сложно, тем более что ставить всем высокий балл это тоже не объективная оценка знаний«.
Мне всегда нравилось проявление активной гражданской позиции, особенно молодежью. Но ведь в том, что произошло и сейчас происходит во Франции сложно разобраться снаружи (так же как иностранцам трудно понять смысл недавних политических волнений на Беларуси). Заметив критический подход Доротеи, в конце разговора я спросила ее, считает ли она, что студенческие протесты этой весны имели какой-то позитивный результат для общества вообще.
Дорота: «Я думаю, что эти события показали, что люди могут очень хорошо объединяться вокруг одной цели, которую они считают правильной. Я думаю, что очень хорошо иметь возможность выражать свое мнение через протест, но я не считаю, что разьбіваньне стекол, курение машин, блокада учреждений может решить проблемы. Даже сама идея акупаваньня университетов, по моему мнению, не очень умная, потому что правительству все равно, по большому счету, открыт университет или нет, ведь это не центр производства, от которого зависит экономика страны в отличие от фабрик и заводов«.
Таких студентов, как Дорота, напугали насильственные методы, выбранные протестующими. Как рассказывает Дорота, на сходках во время протеста некоторые коммунистически настроенные студенты предлагали курить здания и грабить супермаркеты. Одним словом, всем хотелось настоящей революции.
После отмены закона, с которого все и началось, были предложения действовать дальше и добиться отставки правительства, а значит смены власти в стране и настоящей революции. Такие меры Дорота объясняет тем, что в Тулузе очень много социалистически направленных студентов. Тем не менее, пока революционная лихорадка во Франции все же покоилась и студенты готовятся к сессии. Этот период традиционно является спокойным в студенческом движении, ведь экзамены – неотъемлемый атрибут студенчества. Но ведь на протесты забыть будет трудно даже во время экзаменов, ведь, например, в Тулузе о них даже стены кричат.