Балоньскі процесс: революция в высшем образовании
Высшее образование Европы переживает важнейший этап в своей истории со времени, когда в 19 веке братья Гумбольдт основал Берлинский университет. С предложением о введении двухколесной “бакаляўр-магистр” системы, системы кредитования ECTS и др. полному пересмотру подвергаются высшее образование в разных странах. Причиной всех этих реформ является Балоньскі процесс (Bologna Process).
В 1999 году в Болонье встретились министры образования 30 европейских стран. Цель, которую они поставили перед собой – создание Европейского пространства высшего образования. С того времени, когда была подписана декларация, этот процесс получил короткое название “Балоньскі процесс”.
На встрече министры договорились о создании общей системы степеней в высшем образовании (степень бакаляўра и магистра), общей системе кредитования (ECTS), совместного признания полученных степеней, чтобы дать возможность студентам учиться за границей и еще много о чем. Все это должно быть создано до 2010.
Каждые два года страны встречаются, чтобы обсудить, как проходит процесс реформирования и поставить перед собой новые цели. Между министерскими канфэрэнцыямі также происходят встречи. Мнение студентов в этом процессе официально представляет ESIB – The National Unions of Students in Europe (Национальные студенческие зьвязы в Европе), организация, представляющая около 11 миллионов студентов из 37 европейских стран.
На последней министерской встречи, что состоялась в Берлине в сентябре 2003 министры договорились:
- назначить 2005 год последним сроком для развития эффективной системы обеспечения качества образования, принятия системы двух циклов (бакаляўр-магистр) и совершенствования систем признания степеней, а также сроков обучения;
- обеспечить более тесные связи между Европейским пространством высшего образования и Европейского пространства научного исследования через включение в Балоньскі процесс третьего цикла – докторской степени;
- подтвердить, что образование является общественным продуктом и общественным долгом, а также подчеркнуть важность социального фундаменте Балоньскага процесса;
- сделать необходимые шаги для усиления гибкости системы национальных займов и грантов, чтобы поощрить большую мобильность студентов в процессе обучения;
- уделять больше внимания участию в процессе университетов и студенческих организаций.
“Мы очень удовлетворены тем, как выполняется процесс на европейском уровне, но нас еще волнует то, как происходят изменения в отдельных странах”, — говорит председатель ESIB Штефан Бенэфільд. “Факт, что министры признали и подчеркнули, что образование является общественным продуктом, а также важность социального стороны очень важно, это то, на чем настаивал ESIB с самого начала. Гибкость системы национальных займов и грантов, естественно, является еще одним из очень важных шагов в этом направлении. Сейчас исполнение этих идей зависит от самих стран, и мы рассчитываем, что студенты будут представлены как на национальном, так и на уровне официальных институтов. Тем не менее, национальные правительства не должны использовать Балонью как обоснование для введения платы за обучение либо дальнейшей камадыфікацыі образования (смотрите www.stopfeesnow.com )”, — говорит Штефан Бенэфільд.
На Берлинской встрече в декларацию были приняты еще 7 новых стран, что увеличило количество стран-участниц процесса до 40, включая Россию и Турцию. На данный момент единственными европейскими странами, которые все еще находятся за пределами процесса, являются Украина и наша с вами Беларусь.