Студенческие льготы в Украине: в центре споров два летних месяца

Вопрос отмены льгот может набить оскомину, если бы не приближение времени, когда в кассе минского метро не будет разделения на «талёнчыкі и жетоны» и все будут ездить за полную стоимость. Какая ситуация в соседней Украине? Какие льготы имеют украинские студенты и за что они сейчас борются как раз в сфере социальных льгот? История вопроса и мнения украинцев — в материале Generation.by.

История вопроса и хроника борьбы

Вопрос льгот проблемное для любого Правительства. В Украине неоднократно были попытки отменить студенческие льготы на проезд в общественном транпарце. Но владельцы льгот защищают свои права. И часто успешно.

Так, в 2000 году через студенческие акции, льготы были сохранены. В конце 2003 года ўкранскі министр образования Василий Кремень (сейчас министр Станислав Николаенко) заявил об отмене студенческих льгот. Но уже через 10 дней из-за давления студентов от намерения отменить студенческие льготы министерство отказалось.

А осенью 2004 года Кабинет Министров Украины принял постановление, о том, что студенты негосударственных ВУЗОВ и учащиеся ПТУ всех форм собственности с 1 января 2005 года будут получать льготы на транспортный проезд на уровне с учащимися государственных высших заведений. До сих пор право на льготы имели только студенты государственных ВУЗОВ.

Сейчас ситуация со студенческими льготами выглядит скорее не как вопрос «быть или не быть», а как дискуссии/споры/борьбе по вопросу льгот студентам на проезд в два летних месяца — июль и август. Ведь согласно действующему украинскому законодательству, право льготного проезда студентам предоставляется с 28 августа по 28 июня.

Активные украинские студенты через свои студенческие организации уже второй год требуют от Правительства отменить постановление Кабинета Министров Украины от 05 апреля 1999 г. № 541 «Об утверждении Порядка предоставления льготного проезда студентам высших учебных заведений», ведь как раз она и ограничивает студенческие льготы в два летних месяца.

Глава Украинской ассоциации студенческого самоуправления (УАСС) Алексей Кляшторный считает, что эта действующая постановление противоречит статье 9 закона Украины «О содействии социальному становлению молодежи в Украине», что гарантирует ученикам и студентам льготы на проезд по территории Украины железнодорожным транспортом, водным, автомобильным, городским (кроме такси) транспортом на протяжении всего года.

«В июле и августе большинство студентов проходит практику, что является официальной частью учебного процесса, а потому они имеют полное право пользоваться зьніжкамі на проезд. Более того, студентам скидки нужен и для поездок на отдых, ведь государство должно заботиться о сохранении их здоровья», – считает Кляшторный.

В случае бездействия Кабинета Министров следующим шагом УАСС обещает подачу гражданских исков. Теперь студенты могут отправлять на адрес Ассоциации билеты, что были куплены за полную стоимость. Информационную поддержку обеспечить Студенческая рада Киеву.

В начале июля Виктор Ющенко направил письмо премьер-министру Виктору Януковичу с просьбой лично проконтролировать финансирование бюджетных программ, ориентированных на социальную поддержку студенчества. В письме отмечалось, что финансирование некоторых из этих программ находится на низком уровне.

На самом деле, финансирование не просто на низком уровне, а даже отсутствует по некоторым программам. Прошлым годом расходы, связанные с предоставлением льгот на проезд железной дорогой в общем не были заявлены Министерством по делам семьи, молодежи и спорта в госбюджете на 2007. Тогда пресс-служба «Укрзалізныця» (украинская железная дорога) заявила, что такая бездеятельность министра Юрия Павленко приведет к тому, что дети и студенты льготники будут платить полную стоимость.

Более того, соответствующие министерства должны большие суммы железной дороге Украины. На 1 августа 2006 года, задолженность Министерства образования и науки Украины перед железнодорожниками за льготные перевозки с учетом задолженностей прошлых лет, составила 48,5 миллионов гривен (около 9,7 миллионов долларов). Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта на ту же дату было должно 34 миллиона гривен (6,8 миллионов долларов). А по последним данным к концу 2007 года убытки «Укрзалізныця» будут составлять уже около 4 миллиардов гривен.

При том, иски железной дороги до министерств судами удовлетворены не были.

Проблему с льготным проездом обещали решить до конца учебного года. Генеральный директор «Укрзалізныця» Владимир Козак заявил, что он и министры смогут договориться.

Сам же министр образования и науки Украины Станислав Николаенко заявил, что поддерживает предоставление транспортных льгот студентам целый год:

«Теоретически, я считаю, что можно поддержать студентов, и такую инициативу буду проявлять.»

«Государству студенты реально по барабану»

И вот учебный год закончился, а с ним – и льготы. К осени студенты будут оплачивать всю стоимость билетов на гражданский транспорт.

Ситуацию вокруг студенческих дел объяснил нам Игорь Сымчыч, заместитель председателя Общины украинской молодежи (СУМ):

«Государству студенты реально по барабану. Политики заботятся об интересах студентов только перед выборами, а поскольку выборы у нас довольно часто, то у студентов есть возможность что-то для себя выгадать.

Но сессия закончилась, студенты расползлись по барам – и вопрос повис. Сохранения льгот и на лету добиться не удалось. То, что делает УАСС – хорошее дело специалисты, но мало связана со студенческой жизнью. Поэтому сейчас нечего ждать – скорее, в сентябре, ближе к выборам.

Понятно, что любое правительство будет стараться избавиться от льгот. Потому и «забывают» включить некоторые из них в бюджет. В 2000, когда было принято решение отменить целый ряд социально важных льгот, мы добились сохранения студенческих следующим образом: перед окнами Кабинета собралась молодежь, привели козла и кабаньчыка, раскрасили и повесили на зверьков таблички с именами министров. В итоге под вечер было принято решение сохранить льготы студентам :)»

Сегодня цена, например, полного жэтончыка в киевском метро – паўгрыўні, то есть, около 200 — 250 белорусских рублей, смотря, по какому курсу считать. Студентам скидок нет. Но льготные проездные распределяются через студенческие профкомы – главное не опоздать с заявлением. Самый распространенный вид наземного транспорта – маршрутки. Разумеется, они частные – и здесь тоже никаких палёгкаў.

Но если железная дорога, несмотря на все долги министерств, все же сохранила льготы, то большинство междугородних автобусных перевозчиков – частные и скидок не дают, ведь потери перевозчика государством не компенсируются.

На самом деле, местные власти сами решают вопросы с аплатаю проезда, например, в Хэрсоне нет никаких льгот, а во Львове – есть льготные билетики за 30 копеек.

Обсуждение закрыто.